ЯПОНИЯ

ЯПОНИЯ

Китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы. Японские же изделия появились в Европе только в конце XIX века, неожиданно, и привлекли всеобщее внимание. В 1861 году изоли­рованная до тех пор Япония вступила в торговые отношения с европейскими странами и наводнила их своими замечательными товарами. Европейское искусство в последний период историзма испытывало настолько сильное влияние японских форм, особенно орнаментики, что на всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение, навеянное японским при­кладным искусством. Японское влияние отразилось на новых произведениях таких художников, как Уильям Моррис, великий преобразователь приклад­ного искусства XIX века. В стиле модерн конца столетия тоже чувствуется японское влияние. Нас же здесь интересуют прежде всего произведения древней японской культуры.

ЯПОНИЯВ качестве строительного материала японцы применяли почти исключи­тельно только древесину. Как в Китае, так и в Японии, особенно в провин­ции, основную роль играл бамбук. Древних памятников интересной и бога­той деревянной архитектуры почти не сохранилось. Национальный архитек­турный стиль характернее всего выражен в храмах двух религий (синтоизма и буддизма), в то время как жилые дома дают представление о практических методах строительства и обстановке, обусловленных потребностями повсе­дневной жизни.

Японский жилой дом предстает перед нами как весьма своеобразная по­стройка, детище внутренней свободы и дисциплины, выражающая традиции единственного общественного класса — класса феодалов. В утонченных, гео­метрически гармоничных, разнообразно оформленных домах жили пред­ставители высшей касты, господствовавшей над простым народом. Отдельные помещения были изолированы друг от друга циновками строго определенных размеров, при надобности циновки можно было убрать. Убранство помеще­ний было единым, однако отражало и индивидуальный вкус хозяев. Покой и

ЯПОНИЯотречение от всего мирского как нельзя лучше осуществлялись в стенах этих построек, которые восхищали западного человека, считавшего их идеалом. Метод строительства японских домов с их ясной логикой, функциональнос­тью, ясным оформлением пространства и аристократическим пуританством стал образцом современного строительства жилых домов.

Мы не будем подробно останавливаться на особенностях строительства японского жилого дома. Японцы почти не пользуются мебелью в европейском понимании. Например, в японских квартирах нет шкафов. Мебель заменяли две или три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом (токо — нома) — играла важную роль в полной условностей жизни японского дома. В торжественных случаях это пространство украшалось свитками (каке­моно), вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Ниши на одной или обеих сторонах (шигай-дана) выполняли функцию встроенных шкафов (109). По своему оформлению ниши эти были весьма разнообразны: с раздвиж­ными дверками и открытыми живописно располагавшимися полками. В этих нишах японцы хранили свой гардероб, предметы первой необходимости и немногочисленные постельные принадлежности.

ЯПОНИЯХарактерным для японской культуры быта является отсутствие декора­тивных и художественных изделий, которые были типичны для европейского интерьера. Поэтому небольшие жилые комнаты казались пустыми и строги­ми; помещения украшали только обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка раздвижных перегородок и деталей стен. Гармония внутренних помещений достигалась благодаря применению тол­стых циновок для пола и всего нескольким, но изысканным изделиям мебели.

Японские столяры издавна славились тонкостью мастерства, однако методы работы были примитивными. Работали сидя на полу, без верстака, однако применяли инструменты, которые, за некоторым исключением, были схожи с нашими. Виртуозами своего ремесла были и плотники. Формы мебели об­условливались особыми обстоятельствами. Толстые циновки, использую­щиеся в японских квартирах для покрытия полов, были настолько мягкими, что даже каблуки оставляли отпечатки (японцы, заходя в дом, всегда сни­мают обувь), поэтому необходимо было создавать легкие изделия мебели, ножки которых не вдавливались бы в покрытие пола. В японском жилище мало мебели, но зато она была прекрасно оформлена и радовала глаз прекра­сной металлической фурнитурой, красочностью и изящной лаковой отделкой.

Характер японской мебели определялся издавна укоренившейся техни­кой лакирования. Историю развития этой техники можно отчетливо просле­дить начиная с VIII—X века, однако работы этого раннего периода можно встретить только в храмах или императорских дворцах. Большая часть лако­вой мебели и других лакированных предметов относится к XVII —XVIII векам.

Японские мебельные формы довольно простые, почти без профилей и пластичных поверхностей. Так как японцы отдыхали на циновках, сидя на коленях или на корточках, то они почти не пользовались мебелью для си­дения, а ели, писали, рисовали или пили чай сидя на корточках. Только знать и высшее духовенство в определенных случаях пользовались креслами (104), которые напоминали современные складные стулья со скамеечкой для ног.

Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на циновке с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац. Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную под­ставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника (113). Около ложа стоял бумажный фонарь с реечным каркасом (110). Из всего этого можно заключить, что и столам не придавалось такого значения, как у нас. Для определенной работы, например для письма, японцы использовали удлиненный, высотой 20—40 см лаковый столик с выдвижными ящиками (112); другой формой стола был лаковый сервирочный столик (107), оба очень тонкой работы.

Японские шкафы больших размеров, а также сундуки, которые выставлены в некоторых европейских музеях, изготавливались только для экспорта на Запад, в Японии они не были распространены. Там можно было встретить лишь маленькие комоды с беспорядочно расположенными выдвижными ящичками, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой.

Некоторые лаковые шкафчики имеют своеобразную декоративную кон­струкцию (103). Именно эта мебель оказала такое сильное влияние на мебель­ные формы стиля модерн, возникшего в конце прошлого века, а также на стилевые эксперименты двадцатых годов (формализм). Особенно большое влияние на развитие современных мебельных форм, в основном — легкой динамичной мебели, оказала японская мебель XVIII—XIX веков.

В японских квартирах было очень много маленьких лаковых шкафчиков — ларчиков или шкатулок для письменных и туалетных принадлежностей, иг­рушек. Эти изящные изделия японской обстановки были украшены толстыми шелковыми шнурами с кистями; гравированная и позолоченная бронзовая фурнитура усугубляла их декоративность. Такие мелкие изделия, как ларчи­ки с выдвижными ящичками, подставки для книг, ширмы (108), дополняли обстановку японского дома.

Как уже говорилось, свои немногочисленные изделия мебели японцы из­готавливали с большим мастерством. Неправильные, асимметричные комби­нации отдельных элементов и ритмичное их повторение — характерные свой­ства японской мебели. Характерна и изящная, основанная на естественных формах, иногда стилизованная, почти натуралистическая орнаментика. Япон­ское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на евро­пейское искусство. Удивительный вкус, продуманность и завершенность да­же мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличали японскую мебель, которая гармонично вписывалась в рамки легких архи­тектурных форм.

103. Лакированный шкафчик. 104. Складное кресло со скамейкой для ног из буддийского храма. 105. Характерные мотивы японских решеток, оказавшие сильное влияние на ме­бельное искусство Англии XVIII в. 106. Декоративная филенка. 107. Сервировочный сто­лик. 108. Ширма. Лак, дерево, расписной шелк. 109. «Токонома» и «шигаи-дана» — харак­терные формы встроенных шкафов. 110. Бумажный фонарь с каркасом из тонких реек, на ночь закрывается. 111. Стул со спинкой характерной формы. 112. Лаковый стол с двумя выдвижными ящиками, высотой 26 см. 113. Подставка для головы (натсумакура), исполь­зуемая японцами в летнее время года (как и в Древнем Египте) вместо подушки. В центре — вращающийся цилиндр из плетеного тростника

Советуем также ознакомиться

All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий