ВИЗАНТИЯ

ВИЗАНТИЯ

ВИЗАНТИЯХристианство в IV веке одержало победу и стало в Древнем Риме государст­венной религией. Великая империя, ослабленная распрями, классовой борь­бой и продолжающимися набегами варваров, распалась на две части.

Западная часть империи пала после того, как полчища варваров под предводительством Аларихса в 410 году захватили Рим. Византийская (греческая) империя сложилась в восточной части Римской империи, отде­лившейся в 395 году. В ее состав входили Балканы, Передняя Азия, Сирия и Египет. Столицей стал Константинополь (названный так в честь великого христианского императора Константина), или Византия. Византийская импе­рия переняла римскую цивилизацию и систему управления; развился бюро­кратический режим, строго придерживавшийся старых традиций. При импе­раторском дворе господствовал восточный церемониал; принципиальные споры, длительные теологические дискуссии приняли выраженно догмати­ческий характер. Абстрактная теория была важнее всего, идеалом эпохи был ученый-книжник. Даже императоры были учеными. В Византии, на границе с Азией, римская культура, обогатившись восточными влияниями, породила новую культуру. Новая религия при создании христианских церквей исполь­зовала план античной базилики, служившей в дохристианском мире зданием суда и биржи и очень вместительной.

ВИЗАНТИЯАрхитектурные формы и декоративные мотивы вначале были верны рим­ским традициям. Византийское раннехристианское мебельное искусство ни в чем не отличалось от позднеримского, однако формы византийской мебели интересуют нас как предшественники форм мебели христианского средне­вековья. Во внутреннем оформлении церковных построек скульптурное бо­гатство, характерное для древнеримской архитектуры, было заменено богат­ством красок и блеском золота, а место фресок заняла мозаика. Формы по — восточному дробны, измельчены и часто деформированы.

ВИЗАНТИЯИмператор Константин перевез в Византию самые ценные греческие и рим­ские произведения искусства; однако византийское искусство приспосабли­валось к восточным вкусам, новые произведения искусства удовлетворяли характерную для Востока страсть к помпезности, к роскоши. В византийской одежде и обстановке жилища большую роль играл, например, шелк. Его в течение нескольких столетий привозили из Китая; в Европе разведение шел­копряда укоренилось во времена правления императора" Юстиниана.

С падением Рима практически завершился классический период искусства. Прошло тысячелетие, сопровождавшееся беспрерывными войнами, пересе­лением народов и борьбой религий, пока Византия в 1453 году не была завое­вана турками. Это был период возвышения Каролингов, нашествия мавров, появления мусульманства и медленного, но широкого распространения христианства в Европе, борьбы за обладание землей обетованной — Иеруса­лимом, явившейся результатом религиозной вражды. Эти мрачные столе­тия не благоприятствовали развитию искусства. Этот бурный период истории чрезвычайно интересен, но памятников материальной культуры, основываясь на которых можно было бы сделать вывод об устройстве жилых домов и пред­метах мебели, почти нет.

Под натиском вторгавшихся с севера варваров из западноримской империи в Константинополь бежала масса народа, захватывая с собой и имущество. Значение Византии возросло, она стала центром развития нового декоратив­ного искусства. Византийская мебель была отделана роскошными материа­лами и перегружена украшениями. Многие выдающиеся художники и ма­стера объездили всю Европу. В результате оживленных торговых связей формы византийского искусства распространялись все дальше на Запад, в раннем средневековье они легли в основу романского стиля. Карл Великий в период иконоборчества принимал бежавших художников, основав в Ахене мастерские для них. Из изделий ахенских мастерских до нас дошли только некоторые предметы из металла и слоновой кости.

По сравнению с греко-римским мебельным искусством в византийской ме­бели ощущается значительное упрощение форм. На миниатюрах, изображаю­щих императоров и царей, мы видим примитивно оформленную мебель для сидения, кровати, сундуки и столы. Характерны выточенные опоры и спинки, колоннады (155, 158, 162). Для украшения использовалась цветная роспись и позолота. Распространены табуреты, складные стулья и сундуки, крышка которых использовалась для сидения; на кровати обычно спала лишь хо­зяйка дома, мужчины спали в стенных нишах. Для хранения предметов до­машнего обихода использовались грубо сколоченные сундуки.

Различные изображения и описания позволяют судить о том, что в мебели вначале поддерживались римские традиции, но позднее ее формы стали более грубыми, появилось множество вычурных украшений. Церковные стулья, например, отделывались сусальным золотом, цветной эмалью, украшались драгоценными камнями. В орнаметике нашли применение христианские мо­тивы: монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений —

154. Складной трон. Иллюстрация из евангелия, XI в. 155. Сундук с седловидной крышкой, отделанный бронзовой чеканкой с фигуративным орнаментом. 156. Трон, украшенный мозаикой. 157. Складной стул из дерева. Раннее средневековье. Ноннберг, ок. 1242 г. 158. «Стул св. Петра», VI в. 159. Библиотечный шкаф (с мозаики V в.). Мавзолей Галлы Пласи — дии, Равенна. 160. Раннеередневековая кровать (с английской миниатюры). 161. Трон Дагоберта, XII в. (?) (с реставрированного оригинала). Лувр, Париж. 162. Трон с арка­дами. 163. Трон с нижней частью в виде сундука (с миниатюры). 164. Кровать (с миниатюры XII в.). 165. Дороманский трон (по рисунку из рукописи). Ландсберг

12. Византийская, раннехристианская и дороманская мебель

163 164 165

виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь и паль­мовый лист. Из греческих мотивов были заимствованы и стилизованы лист аканта и пальметта. Позднее сказалось влияние древ негерманской — лонго— бардской и кельтской — орнаментики (вьющиеся растения и фриз из ленточ­ного сплетения, а также фантастические «звериные» мотивы).

В первые столетия нашей эры влияние восточных форм сказалось не только в Византии, но и в северных областях, населенных варварскими племенами, и даже в Китае. Восточные мотивы распространились по всей Европе, как в бывших странах с классической культурой, так и в областях, завоеванных северными варварскими племенами. Всем разновидностям стилей в Европе и Передней Азии в это время (VII—IX века) были присущи одинаковые восточные мотивы, это преимущественно различные мифологические живот­ные. В IX—XII веках восточные мотивы оказали большое влияние на роман­ское искусство всех стран.

Сицилия и Северная Италия оставались скромным островком классического искусства, где под влиянием сохранившихся памятников и Византии про­должал жить дух античности. Поэтому-то лучшие творения византийского стиля — чудесная «золотая» мозаика — были найдены в Равенне и Венеции. В этих абстрактных, церемониальных сюжетных композициях на золотом фоне, с сильными цветовыми эффектами мы видим образцы стилевых форм дан­ного времени. Византийский стиль оказал непосредственное влияние на Рос­сию и Балканские страны (Сербию, Болгарию, Румынию). Консерватизм пра­вославной церкви в России способствовал сохранению традиций византий­ского искусства, о чем свидетельствуют маковки живописных русских церк­вей и русская иконопись.

Византийская мебель, за исключением немногих изделий церковного назна­чения, до нас не дошла. Но нам известно множество изделий из слоновой кости, где святые изображены вместе с мебелью для сидения или лежания, а также церковные книги и хроники с миниатюрами, изображающими мебель.

Хотя византийский стиль не создал ничего нового в отношении мебельных форм, все же благодаря своей орнаментике и определенной устойчивости содержания он оказал сильное влияние на стили средневековья, и в первую очередь — на романский стиль.

Советуем также ознакомиться

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий