СТИЛИ МЕБЕЛИ

СТИЛИ МЕБЕЛИВ нашу эпоху проблемы формирования материальной среды, окружающей человека, привлекают к себе внимание все более широких слоев населения. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы, связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта. Новому поколению людей более по душе мебель новых, современных форм, однако и старая не утратила своей притягательной силы. Посетители обычно с нескрываемым интересом и удовольствием рассматривают образцы старин­ной мебели в музеях и антикварных магазинах; для представителей молодого поколения это малоизвестные, а то и совершенно неизвестные, диковинные формы, об истории, обстоятельствах происхождения которых они подчас не имеют никакого представления. Сегодня уже не только специалисты, но и люди самых различных профессий, интересующиеся вопросами материаль­ной и художественной культуры, не могут обойтись без познаний — хотя бы самых общих — в области истории стилей мебели, без знакомства со стиле­выми формами минувших эпох. Главная цель данной книги и заключается в том, чтобы познакомить читателя, интересующегося мебелью, с важней­шими фактами и датами, основными этапами эволюции мебельных форм, от древнейших времен до современности.

История мебели является одним из специальных разделов всеобщей исто­рии искусства и культуры. Она призвана освещать ту часть творческого труда людей, которая направлена на формирование материальной среды, окружающей человека. Мир вещей несет в себе много ценной информации об эпохе их создания, о производственных и общественных отношениях, опре­деляющих характер всего жизненного уклада людей, создающих эти вещи и пользующихся ими.

Обширный материал мы систематизируем по историческим эпохам. Анализ стилей требует диалектического подхода, то есть исследования их в живом процессе развития, от момента возникновения до расцвета и упадка. Речь идет не о раз и навсегда данных, неизменных формах; зарождение и утверж­дение каждого очередного стилевого направления протекает в условиях дли­тельной борьбы с предшествующим стилем (или стилями). В этом смысле история мебельных форм отнюдь не принадлежит к числу явлений, мирно развивающихся в некоей обособленной области

СТИЛИ МЕБЕЛИРазвитие мебельных форм определяется потребностями и вкусами людей той или иной исторической эпохи. В свою очередь, стилевые формы могут многое поведать об уровне культуры, идеологии и жизненном укладе обще­ства данной эпохи, об уровне развитости художественных ремесел, связан­ных с производством мебели. История мебели одной своей стороной тесно связана с историей промышленности, однако основательное ознакомление с ней в подобном аспекте не входит в задачи этой книги.

СТИЛИ МЕБЕЛИОтсюда следует, что для успешного изучения стилей мебели необходимы определенные знания по общей истории. К сожалению, объем книги не по­зволяет нам уделить должное внимание общеисторическому фону развития мебельных стилей, в книге приводятся лишь самые краткие сведения об отдельных исторических эпохах.

Мебельные формы всегда были органически связаны с архитектурой опре­деленных исторических периодов, элементы которой находили отражение в мебели. Для того, чтобы разбираться в стилях мебели, нужны не только познания по общей истории и истории культуры, но и хотя бы общее пред­ставление об архитектурных стилях. Однако архитектура во все времена была тесно связана с изобразительным искусством (живопись, скульптура). Что же касается мебели, то формы ее в отдельные эпохи находились под таким сильным влиянием архитектурных форм, что мебель даже называют «малой архитектурой». Основные закономерности формообразования в мебели и архитектуре во многом идентичны, разница заключается только в масштабе.

СТИЛИ МЕБЕЛИНаш краткий обзор истории мебельных стилей служит лишь целям общей ориентации в них. С целью облегчения ее мы даем краткий обзор всех стиле­вых оттенков и разновидностей, которые получили в истории мебели отдель­ное название. По практическим соображениям мы должны были бы уделить больше внимания тем историческим периодам и странам, которые близки нам как во времени, так и в географическом отношении и мебель которых служит наиболее поучительным примером для современности. Следуя этому принципу, мы должны были бы начать изложение со средневековых стилей мебели. Но чтобы получить полное представление о процессе развития мебель­ных стилей, мы должны хотя бы вкратце рассказать о мебели первобытной эпохи, античного периода, о мебельном искусстве народов Азии. При этом менее значительные стилевые течения затрагиваются нами лишь постольку, поскольку они служили целям развития европейской культуры.

Развитие стилей мебели прослеживается от самых примитивных до самых современных форм ее, при этом мы постоянно обращаем внимание читателей на то, как и почему отдельные виды мебели — все более становясь неотъемле­мыми аксессуарами человеческого быта — в течение веков меняли свою форму.

Важной целью является и установление той тесной взаимосвязи, которая существовала между образом жизни людей и формами мебели. Важно и инте­ресно проследить, как формы той мебели минувших эпох, которую мы видим теперь обычно лишь в залах музеев и которая помогает нам узнать о жизни целых поколений, удовлетворяли повседневным запросам людей, — и какое влияние эти старые формы оказывали и оказывают на нашу культуру жи­лища. Иными словами: очень важно увидеть и оценить истинную важность здоровых традиций и с их помощью прийти к тому единственно правильному выводу, что современный стиль, опирающийся на лучшие традиции наследия

б

прошлого, может сложиться только в результате правильной оценки эконо­мической, социальной и культурной жизни.

Особенно интересно с этой точки зрения исследование истории мебели, ибо она является результатом человеческой деятельности разных истори­ческих эпох и может многое рассказать о каждом периоде истории развития культуры. Мебель служит для удовлетворения потребностей людей, и эти потребности, в свою очередь, приводят к изменениям ее формы. Форма мебели указывает на непосредственное ее назначение; материал и украшения — для какого общественного класса она была изготовлена; по некоторым структур­ным особенностям можно делать выводы о времени и месте изготовления мебели.

Мебель дает нам представление и о вкусах бывшего ее владельца. В мебель­ных формах выражаются склонности людей, их настроение, мысли и требо­вания, особенности различных эпох, морали и обычаев. И если мы под стилем понимаем определенные особенности формовыражения отдельных лиц, эпох или народов, то изделие мебели через свою принадлежность к одной из таких эпох воплощает определенный стиль.

Знакомясь с изделием мебели определенных исторических периодов, мы получаем представление об их развитии.

Изучение истории развития стилей мебели ни в коем случае не должно служить стимулом к дешевой имитации этих стилей, к пустому подражанию.

Следует сразу же заметить, что современные изделия, называемые «стиль­ной мебелью», не имеют ничего общего с подлинными историческими стиле­выми формами. Это произвольные комбинации отдельных, хорошо скопиро­ванных элементов, мебель, которая никогда не относилась ни к какому стилю.

Что же понимают под стильной мебелью?

По официальным данным Академии наук ГДР, стильной мебелью считается только оригинальная мебель, созданная до 1850 года, или ее подлинные копии, выполненные позднее. Современная псевдостильная мебель — ком­пиляция, не имеющая никакой ценности. Пусть такое недвусмысленное опре­деление отпугивает от пустого подражания непонятым стилям, от желания создавать поддельную стильную мебель, которая абсолютно несовременна и своим убожеством выделяется среди современных предметов мебели.

Старинную мебель мы любим и ценим, так как она красива и является ценным документом своего времени. Плохо изготовленная современная «стиль­ная» мебель демонстрирует не что иное, как духовное убожество тех, кто в наши дни грубой рукой творит мешанину из чуждых, непонятных ему сти­левых элементов. Каждый период вырабатывает свой собственный способ выражения, собственный своеобразный стиль. Но кое-кому хотелось бы одеть современную мебель в пестрое чужое одеяние, так как такая мебель им «больше нравится». Эпоха барокко оставила нам роскошные экипажи для торжественных выездов, однако придет ли кому-либо на ум построить авто­мобиль в стиле барокко только потому, что это кому-то «больше нравится»? Каждый современный человек воспринял бы автомобиль в стиле барокко как нечто немыслимое. Современный мужчина, пользующийся телефоном, вряд ли наденет пышный парик с косичкой или сядет смотреть телевизионную передачу в коротких панталонах с лентами! Так будем же людьми своей эпохи и научимся говорить на языке своего времени или хотя бы понимать этот язык! Не нужно имитировать мебель минувших эпох, ибо это не свидетель­ство хорошего вкуса, а просто снобизм.

Современные мастера часто имитируют старые формы мебели только по­тому, что заказчику нравится тот или иной стиль. Ему рисуют изделия такого «стиля», столяр видит на чертеже странные неизвестные линии, видит, быть может, в первый раз. Промышленное производство, имевшее место в недавнем прошлом, способствовало такой постановке дела, когда с изготовителями мебели совсем не считались. Ремесленник, добросовестно выполнявший всю работу, не знал одного: что и для каких целей он делает.

Многим нравятся стилевые формы, но, несмотря на это, они не очень тща­тельно присматриваются к старинной мебели и не замечают тех или иных признаков исторических перемен, которые нашли в ней отражение.

Стиль создается совокупностью признаков, типичных для искусства опре­деленного времени. Стиль — это своеобразный способ выражения, который проявляется и повторяется во всем, что создают человеческие руки в опреде­ленный исторический период.

Происхождение и развитие различных стилевых форм зависит от самых различных факторов: это не только идеологические, эстетические взгляды, но и материалы и техника изготовления мебели, характерные для эпохи, уро­вень развития производства, бытовые запросы, сложившиеся формы. Стиль, который создается в определенное время и в определенной стране, находит свое выражение в каждом произведении искусства, даже в скромных фор­мах повседневных предметов быта. Идеи, лежащие в основе какого-либо крупного произведения, ощутимы и в скромных формах бытовых вещей.

Стиль нашей эпохи находится в стадии становления. Изделия мебели еще очень разные, но все же можно увидеть и определенные общие черты: чисто­та, упрощенность форм в результате технического развития.

Многие виды современной промышленной продукции уже обладают приз­наками «нового стиля». Прежде всего, средства сообщения, красивые изде­лия в мире техники и т. д., однако и в такой немного консервативной области, как мебель, намечаются новые направления. Современные технические формы доказали, что развитию не могут помешать ни индивидуальные склонности, ни направления моды и что каждая эпоха рано или поздно создает свой мир форм, служащий для выражения ее идей.

Трудность при изучении старых стилей мебели заключается в том, что с древних времен и средневековья почти не сохранилось оригинальной ме­бели. В более поздние времена в результате бурных исторических событий, пожаров вместе с домами погибло и много мебели. То, что мы видим в музеях, — лишь скромная частица богатого мебельного искусства прошлого. Кол­лекции состоят из мебели, которая сохранилась случайно, благодаря счаст­ливым обстоятельствам. Эта мебель преимущественно принадлежала высо­копоставленным, богатым людям, она репрезентативна, богато украшена.

Из предметов, созданных рукой человека, мебель является одной из самых недолговечных, так как материалом, использующимся для ее изготовления еще с первобытных времен, обычно служит древесина, которая легко подвер­гается самым различным воздействиям (огня, сырости и др.). Мебель стра­дала часто и при самых разных столкновениях людей, как от настоящего огня, так и от бурных взрывов страстей: ее жгли, ломали, выбрасывали из окон, использовали для баррикад. Мебель относится к предметам потребления. Это означает, что она со временем изнашивается, приобретает невзрачный вид, и ее приходится заменять новой.

Мебель очень редко находят и во время раскопок. Если старая мебель ста­новилась ненужной, ее ставили в чулан или сжигали. Многие красивые вещи, когда-то украшавшие дворцы или монастыри, уже вышедшие из моды и из­ношенные, попадали в крестьянские дома. Замечательные свадебные сун­дуки, в которых хранилось приданое невесты, прежде чем занять почетное место в музее, стояли в конюшне и служили для хранения овса. Мебель, которая принадлежала когда-то людям низших слоев общества и которой постоянно пользовались, едва могла пережить свое время и поэтому редко встречается в музеях.

Из мебели простонародья почти ничего не осталось. Поэтому как коллек­ции музеев, так и известные нам предметы старинной мебели отражают обста­новку старых квартир в какой-то степени искаженно. Может показаться, будто эта обстановка состояла преимущественно из дорогих, репрезентатив­ных изделий мебели. В действительности же большая часть домашней обста­новки в любую эпоху состояла из простых предметов обихода (то, что дошло до нас в небольшом количестве, также подтверждает это). Неверно было бы считать, что раньше существовала только помпезная, богато украшенная ме­бель и что слово «старый» идентично слову «великолепный». Существовало очень много простых, хорошо выполненных, скромно украшенных или совсем не украшавшихся изделий мебели. Именно эта мебель большей частью по­гибла или осталась незамеченной, так как музеи последующих эпох ценили только «роскошные» вещи.

Народное искусство сохраняло некоторые простые мебельные формы в тече­ние многих веков. В наше время среди предметов крестьянского быта можно найти древнейшие формы мебели, например, лари для хранения зерна, кре­стьянские стулья, скамьи и кровати простых конструкций.

Автор ставил перед собой цель изложить материал по истории развития мебельных стилей во всей его полноте, хотя бы в краткой форме. В венгер­ской литературе по истории мебели есть только два старых пособия, кото­рые претендуют на полноту изложения. Лучшие специальные работы обычно ограничиваются определенными периодами. Для понимания же хода разви­тия необходимо ознакомиться с основными моментами этого исторического процесса во всей его полноте.

Мебель относится к движимому, мобильному имуществу человека (отсюда и само название ее на многих языках), но чаще всего она связана с внут­ренним помещением, является частью интерьера, своеобразие которого под­черкивает. Полная, единая картина создается благодаря сочетанию с дру­гими предметами обстановки, внутреннего убранства. Однако обширность те­матики этой книги вынуждает нас рассматривать мебель в отрыве от ее окру­жения. Мы не имеем возможности описывать интерьеры, но там, где необхо­димо для лучшего понимания особенностей стиля, мы подчеркиваем значе­ние отдельных его элементов, как-то: орнаменты, иные предметы обстановки, обивочные и прочие материалы (например, текстиль, порода древесины и т. д.).

Стремлением дать лишь самое общее представление о богатейшем мате­риале обоснована также форма и размеры иллюстраций, которые имеют схе­матичный характер, предназначены лишь для самого общего ознакомления со стилями и никак не пригодны для углубленного изучения всего богатства стилевых элементов.

Как уже было сказано, существует тесная связь между архитектурными и мебельными формами отдельных эпох. И хотя без общего представления об архитектурных стилях весьма трудно должным образом оценить и понять язык мебельных форм, мы не имеем возможности остановиться на истории архитектуры и обращаемся к ней лишь в самых необходимых случаях.

Мы попытались обработать сложный и трудный материал так, чтобы книгу могли читать и понять люди без специальных знаний по истории искусства. Книга предназначена для самых широких кругов читателей, ибо именно они с правом ожидают объяснений художественных явлений прошлого и настоя­щего.

При изложении мы исходили из приведенных выше соображений и брали за основу материал, известный в европейской истории стилей мебели.

Советуем также ознакомиться

All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий