СТИЛЬ РЕГЕНТСТВА

СТИЛЬ РЕГЕНТСТВА

Стиль регентства, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, занимает некое промежуточное положение между французскими «королевскими стилями», являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Хронологические рамки этого стиля приблизительно совпадают со временем, когда Филипп Орлеанский был регентом при малолетнем короле Людовике XV (отсюда название стиля).

СТИЛЬ РЕГЕНТСТВАВ прикладном искусстве скачкообразные изменения очень редки, разви­тие, как правило, протекает плавно, с едва заметными переходами от одного стиля к другому. Такого рода переходным этапом был и стиль регентства. Близкие по характеру и хронологическим рамкам явления прослеживаются и в мебельном искусстве ряда других стран, особенно Англии (период прав­ления короля Георга I). Как переходный, стиль регентства, в сущности, не имеет каких-то ярких, лишь ему одному присущих черт; большая часть изде­лий этого периода почти с таким же правом может быть отнесена как к зарож­дающемуся стилю, так и к нисходящему.

После смерти Людовика XIV участие Франции в династических войнах, затянувшихся на четверть века, приводит к сильному истощению ее эконо­мики. О решении архитектурных задач, сравнимых по масштабам с Верса­лем, теперь не может быть и речи. Торжественный стиль «Grand siecle», «вели­кого века», уходит в прошлое. Искусство французской аристократии, двора замыкается в кругу интимных настроений, «галантных празднеств». Лебрена сменяет великий Ватто.

СТИЛЬ РЕГЕНТСТВАДух утонченности, интимности проникает в интерьер, мебель, во всю обста­новку жилья. Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера письменным столом (бюро). Салоны об­ставляются в соответствии с менее принужденным характером светской жизни. Стулья и кресла группируются вокруг столиков; интерьеры парад­ны, хотя в великолепии они и уступают интерьерам предшествующей эпохи.

На фоне очень развитого убранства стен и потолков мебель играет довольно подчиненную, второстепенную роль.

СТИЛЬ РЕГЕНТСТВАВиднейшими мастерами этого периода были архитектор Мансар, специа­листы по орнаменту Жан Верен и Даниэль Маро и мебельщик Шарль Крес — сан, произведения которого славятся гармоничным сочетанием дерева и бронзы.

Изменения в стиле сказались прежде всего на характере декоративного убранства изделий. Формы мебели становятся грациозными, композиция — более непринужденной, динамичной. Излюбленные орнаментальные мотивы: .гротеск, ленточное переплетение, прихотливые завитки (437). Увлечение китайским фарфором, лаками, мебелью оказало стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. Среди мотивов украшения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Известный и прежде мотив раковины теперь приобретает самые затейливые формы, пред­вещающие рококо.

В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Очень эффектны изделия, обработанные черной полированной фане­рой и бронзовыми накладками. Изощренные формы и декорировка консолей поистине являются порождениями необузданной фантазии (434, 440).

Кровать — теперь «полубалдахинная» — по-прежнему остается важным предметом обстановки. Особенно своеобразны по решению ножки стульев, кресел и столов (434, 435, 438, 440). Гнутые и точеные в виде балясин бароч­ные ножки обильно украшаются мотивами масок, женских головок, стилизо­ванных листьев; динамичные, сложные очертания получают и проножки. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика, комод становится в это время одной из излюбленных мебельных форм (441). В формах мебели для сидения прямые линии сменя­ются округлыми, структура диванов обогащается новыми элементами. Вхо­дит в моду и появившийся в недалеком прошлом шезлонг (что означает «длин­ный стул»; 436). Однако среди предметов мебели для сидения доминирующая роль по-прежнему остается за представительным креслом (435).

Каминные экраны, составлявшие важную часть обстановки жилища, тоже отличались разнообразием решений и богатством отделки. В парижской ме­бели эпохи регентства черное дерево постепенно вытесняется орехом и розо­вым деревом, появляются первые изделия из махагони — красного дерева.

Свойственный эпохе дух непринужденности, игривой кокетливости наи­более полно выражен в проектах де Котта. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шка­фов. Барочные по существу элементы орнаментики — волюты, лист аканта, ленточнре переплетение и пр. — приобретают большую легкость, воздуш­ность. Поверхности членятся рамками с закругленными углами. Появляется прием украшения резным ромбовидным орнаментом. Декоративное искус­ство перестает быть прерогативой двора; каждый дворянин обставляет и укра­шает свой дом и загородную виллу в соответствии со вкусами дня.

Особенности переходного стилевого этапа присущи и мебельному искус­ству Германии десятых-двадцатых годов XVII века. Если в обстановке двор­цов и особняков аристократии царит дух откровенного подражания фран­цузским образцами, то в формы бюргерской мебели проникает стиль регент­ства, хотя и в сильно переработанном виде. Ведущие центры мебельного про­изводства в этот период сосредоточены на юге Германии (Майнц, Вюрцбург, Аугсбург). Осваиваются новые формы кабинета, комод, секретер. Поверх­ности изделий слегка изогнуты, для маркетри употребляются различные по­роды дерева, кость, медь, олово.

Английская художественная мебель рассматриваемого периода тоже чутко реагировала на стиль регентства. В развитие искусства мебели большой вклад внесли известные архитекторы Рен, Ванбург и Кент, но главная за­слуга в выработке самобытных, удобных мебельных форм принадлежит отлич­ным мастерам-мебельщикам. Особенности стиля этой эпохи — эпохи, пред­шествующей Чиппендейлу, — прослеживаются в формах и декоре кабине­тов, горок, комодов, столов, стульев. Наиболее интересным, совершенным в эстетическом и функциональном отношении элементом английской мебели является ножка; плавно изогнутая, она завершается сверху широкой лобо­вой частью, внизу — копытцем, а позднее орлиными когтями, сжимающими шар («Ball and Claw feet»). Начиная с 20-х годов ведущим материалом в из­готовлении мебели становится красное дерево. Увлечение «китайщиной», со всеми вытекающими из него последствиями для декоративно-прикладного искусства, широко распространилось в этот период и в Англии.

433. Шкаф ореховый. Ок. 1730 г. (Вена, Австрийская галерея}. 434. Столик резной, позоло­ченный. (Нарбонн, Музей). 435. Кресло резное с гобеленовой обивкой. (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). 436. Шезлонг; резьба, позолота, камышовая плетенка. 437. Филенка тон­кой резной (ажурной) работы. (Лондон, Музей Виктории и Альберта). 438. Пример оформ­ления ножки и царги стола. 439. Диван, обитый бархатом. 440. Консоль, украшенная бронзовыми накладками и металлическими вставками. (Версаль, Большой Трианон). 441: Комод с четырьмя ящиками, отделанный накладной бронзой; работа Ш. Крессана

Советуем также ознакомиться

All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий