СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИ

СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИ

СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИВ годы французской буржуазной революции классицизм, оставаясь господ­ствующим направлением в искусстве, приобретает новые черты. На смену стилю Людовика XVI приходит более простой, строгий и суровый стиль, названный по короткому периоду Директории «стилем Директории». Это за­ключительная глава в истории мебельного искусства XVIII столетия, корот­кий переходный стилевой этап между стилем Людовика XVI и ампиром. Наряду с прежним набором античных форм и орнаментов осваиваются новые, а после египетского похода Наполеона к ним прибавляются и мотивы, заим­ствованные из искусства фараонов.

В формах этого этапа удерживается много элементов предыдущего стиля, в то же время уже появляются и первые признаки зарождающегося ампира. Поэтому определение форм, характерных только для стиля Директории, со­пряжено с большими трудностями. Революция породила нового заказчика, нового потребителя, который жаждал изменений. Однако осуществить эти изменения могли в основном лишь те мебельные мастера, которые работали в стиле Людовика XVI с его так и не исчерпанными до конца формами. Слож­ная социально-политическая обстановка послереволюционных лет лишь усугу­бляла проблему. Поэтому, если дата создания какого-либо предмета мебели приходится, скажем, на 1796-й год, т. е. на самую середину эпохи Директо­рии, это еще не означает, что мы имеем дело с мебелью в «чистом» стиле Директории. Дошедшие до нас многочисленные счета и приходо­расходные книги того времени свидетельствуют о том, что покупатели из разных слоев общества — в соответствии с характерной уже тогда дифферен­циацией вкусов на «консервативные» и «прогрессивные» — заказывали как мебель в стиле Людовика XVI, так и самую «модерную». Франция пережи­вала полосу экономического спада; многие прежние заказчики разорились, но их место вскоре заняла разбогатевшая верхушка третьего сословия.

СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИПериод Директории длился всего лишь четыре года (1795—1799), одно­именный же стилевой этап охватывает последнее десятилетие XVIII и не­сколько лет XIX века. Некоторые чрезмерно старательные специалисты умудряются в короткий период между свержением с престола Людовика XVI и приходом к власти Наполеона, помимо стиля Директории втиснуть еще несколько совсем незначительных стилевых оттенков.

СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИСтиль Директории питался из многих источников, но в целом он был про­дуктом естественного, последовательного развития стиля Людовика XVI. Его формальный язык сложился под воздействием крупных мастеров, творческий почерк которых сформировался еще до революции (Л. Давид, Ш. Персье и П. Фонтен, Д. Б. Пиранези и др.). Такие качества послереволюционной ме­бели, как строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокой­ное равновесие частей, восходили непосредственно к формам античной архи­тектуры. Умеренность, простота теперь принимают нормативный характер. Жесткими правилами и нормами начинает связываться и сама творческая деятельность мастеров. Стремление строго следовать древнеримским и древ­негреческим образцам иногда оборачивается поверхностным заигрыванием с античными формами. Отдельные интерьеры решаются с поистине спартан­ской простотой; в них стены и мебель окрашиваются в белый цвет, вытеснив­ший даже ту скромную цветовую гамму, которая оживляла интерьеры пре­дыдущей эпохи.

Часть мебельных мастеров эпохи Директории тяготеет к прежним, более мягким формам, другая — к новому, подчеркнуто строгому стилю. Мебель­ные мастерские поставляют на рынок изделия двух родов: скромную быто­вую мебель, изготовленную, как правило, из бука, окрашенную в белый или серый цвет и декорированную лишь несколькими полосками зеленого, синего и золотого цвета, и более дорогую, в формах которой возрождается былое великолепие, но без отказа от простоты линий. Это мебель красного дерева, большие гладкие поверхности которой сдержанно украшаются тонкими рез­ными мотивами. Бронзовые накладки, интарсия, маркетри почти полностью исчезают.

Первый шаг по направлению к ампиру уже сделан, хотя в целом в формах мебели и интерьерах Директории больше непосредственности, в них еще нет надменной, холодной торжественности и тщеславной репрезентативности стиля Империи. Мебельные мастера в своей работе руководствуются прежде всего соображениями практичности и целесообразности. Бесполезные пред­меты, сложные формы и украшения изгоняются; дух рационализма, сопут­ствующий революционным умонастроениям, решительно вторгается и в ме­бельное искусство.

Среди наиболее распространенных типов мебели фигурируют шкафы и ко­моды простых, будничных форм. В витринах нет особой необходимости, так как время совсем не благоприятствует страсти к коллекционированию. Зато люди много читают, отсюда и повышенный спрос на книжные шкафы и сек­ретеры. Предметы корпусной мебели имеют простые, облегченные объемы и прямые ножки; карнизы поддерживаются колоннами, а чаще всего пиляст­рами, завершающимися бронзовыми капителями (544). Кровать, освобожден­ная от массы скрывавших ее драпировок и занавесок, решается в различных вариантах; один из них — кровать с одинаковыми по высоте и оформлению головным и ножным щитами, установленная вдоль стены (545). В последние, годы века в спинках и локотниках предметов мебели для сидения и лежания появляются S-образные линии изгиба (или в форме оборотной S; 553). Дру­гие новинки: длинное, узкое канапе (paphose) и меридиенн, у которого спинка (локотник) и ножка образуют одну, плавно изогнутую линию. Стулья легкие, с ажурными (547, 551) или мягкими (546) спинками, иногда имити­рующие античные образцы (552); обивочные материалы — гладкое или поло­сатое сукно, в отдельных случаях шелк или кожа. В изделиях стиля Дирек­тории, хотя и редко, но все еще встречаются гнутые ножки (549), главным образом у столов.

После того как в 1791 году были упразднены статуты корпораций, право открывать мастерскую получил каждый ремесленник. Утратило свою силу и знаменитое контрольное клеймо (JME). Все это неизбежно вело к вре­менному ухудшению качества продукции. Правда, в мебельной практике эпохи Директории клеймение все еще распространено. Принцип деления мебельщиков на «столяров» (menuiserie) и «чернодеревцев» (ebenisterie) утра­тил свою актуальность, так как к тому времени технику фанерования освоили и столяры. В середине девяностых годов большим спросом пользуется мебель, изготовленная в мастерских братьев Жакоб.

Знаменитая династия мебельщиков Жакоб успешно продолжала свою дея­тельность и позднее — в эпоху Империи, а затем и в эпоху Реставрации.

Важнейшие особенности мебели стиля Директории: простые прямолиней­ные формы и прямые линии, плавные изгибы, гладкие поверхности, ограни­ченный набор элементов декора, сужающиеся книзу прямые, реже — слегка изогнутые рубленые или точеные ножки (546, 547, 548, 552), гладкие (не кан — нелированные) колонны, фронтонные завершения шкафов и боковых щитов кроватей, различные элементы — обрамления, заполнения ажурных спинок — в форме ромбов или многоугольников (544, 551), античные или древнееги­петские орнаментальные мотивы (венки, шлемы, копья, ликторские связки, щиты, сфинксы, фавны, лебеди, грифоны, пальметки, маски).

544. Платяной шкаф из красного дерева с инкрустацией. 545. Кровать работы Жакоба; отделка лаком кремового и золотистого оттенков. 546. Стул красного дерева работы Жакоба. 547. Стул с окрашенными деревянными частями. 548. Письменный столик работы братьев Жакоб; вид сзади. 1797 г. 549. Консоль красного дерева с гнутыми ножками, ук­рашенная медными полосками. 550. Характерный орнаментальный мотив: венок. 551. Стул работы братьев Жакоб. 1796 г. 552. Стул из красного дерева, инкрустированный черным деревом и оловом; работа братьев Жакоб. 1798 г.553. Кровать работы Жакоб; махагони со вставками из черного дерева и олова

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий