РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬВ период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были пост­роены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия. В этот период, по словам одного из совре­менников, Европа покончила с древностью и оделась в белые платья цер­квей. Цивилизация римской империи погибла в буре великого переселения народов. Европа превратилась в огромную территорию, заселенную кочевни­ками, торговля угасла, остался только примитивный обмен товарами. В фео­дальном обществе больше не было рабов, однако крестьяне были закрепо­щены и подвергались жесточайшей эксплуатации. Знатные господа и рыцари жили в крепостях, самую надежную крепость и самые крупные вооруженные силы имел король. Церковь создала иерархию, соответствующую мирской власти. Духовная жизнь, наука и искусство, любая творческая деятель­ность были возможны только в лоне церкви, под ее контролем и по ее указке.

Романский стиль господствовал в Европе почти 400 лет. Название он полу­чил в XIX веке благодаря его римским элементам, однако это название об­манчиво. Романское искусство черпало силы из нескольких источников: из античных и ранних христианских форм, из восточных, и в первую очередь византийских, элементов, а также из искусства варварских народов (герман­ских и северных). В результате этих многочисленных влияний в X веке в раз­личных частях Европы независимо друг от друга возник первый всеобъемлю­щий интернациональный стиль, отличавшийся в различных странах большим своеобразием.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬВ южных провинциях Франции на базе прекрасных памятников римской культуры возник сначала романский стиль. В Англии он распространился в X веке, англичане называли его англосаксонским искусством, а после нор­манского завоевания (1066 год) — норманским стилем. Этот стиль процветал до конца XII столетия. Сохранившиеся еще и по сей день в Норвегии древние деревянные церкви, украшенные скульптурными изображениями драконов корабли викингов, богатая резьба по дереву, дверные косяки и мебель со сложным орнаментом могут быть причислены к северному стилю (181, 182).

На развалинах Римской империи христианская церковь приступила к по­корению мира, к обращению его в свою веру. Священники и монахи устрем­лялись в самые глухие уголки Европы, а вырастающие по следам их дея­тельности церкви и монастыри становились центрами новой культуры. Свя­щеннослужители тоже занимались искусством, в мастерских монастырей были созданы выдающиеся произведения нового стиля. Первостепенной зада­чей искусства этого времени было исключительно лишь служение религиоз­ному культу. Только к началу Ренессанса искусство снова могло обратиться к будничным человеческим потребностям.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬОсновным признаком романской архитектуры является обороноспособ­ность, для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, статич­ность, независимо от того, идет ли речь о церквах, монастырях или крепостях. Из базилики периода раннего христианства возник романский тип церкви со сводчатыми перекрытиями и маленькими полукруглыми отверстиями; темное, без украшений внутреннее помещение потрясает и внушает бла­гоговение, мощью своих форм выражая мощь церкви. Влияние римских традиций становится слабее, а архитектурные членения — колонны, капи­тели, карнизы — приобретают иные пропорции.

В средневековье предметы домашнего обихода, инвентарь и мебель, как в любом обществе, базирующемся на натуральном хозяйстве, изготавливались в рамках этого хозяйства. Талантливых ремесленников или художников было мало. Поэтому в простых изделиях, хотя они и отвечали своему назначению, чувствуется дилетантство. Аналогичная картина наблюдается в отноше­нии произведений искусства. Только богатые епископаты и барские дворы имели возможность нанять художников; маленькие церкви и монастыри должны были довольствоваться крестьянской работой. Правда, среди мона­хов было немало ремесленников и даже художников. Были и бродячие ху­дожники, которые на время выполнения определенного задания временно обосновывались на том или ином месте.

Произведения искусства средневековья тесно связаны с определенным ме­стом; по современной терминологии, их можно называть произведениями «прикладного искусства». Искусство не свободно, так как в феодальном об­ществе всему отведено строго определенное место. Художник может быть только безымянным работником, создающим свои произведения по строгим традициям и обычаям.

Угодный богу, кажущийся вечным общественный порядок не благоприят­ствует развитию. Толчком для последнего послужили крестовые походы. Возвратившиеся из похода наслаждаются всеми благами жизни, которые можно приобрести за деньги. Люди привыкают покупать, это стимулирует развитие ремесел и торговли. Под защитой крепостей и церквей возникают города. Развивается городская буржуазия, которая становится значитель­ной экономической и духовной силой наряду с духовенством и дворянством. В искусстве тоже ощущаются изменения, хотя вначале буржуазия придержи­валась догматических идеалов в религии и искусстве более усердно, чем пра­вящая прослойка.

Чтобы познакомиться с жилищем и мебелью средневековья, следует остано­виться на обстановке крепостных замков и церквей. В крепостях феодалов для жилья оборудовали т. н. жилые башни. Основным помещением их был высокий полутемный зал, огражденный каменными стенами, изобилующий колоннами, каминами и фресками, и тем не менее остающийся холодным неприветливым помещением, которое зимой с трудом можно было прогреть.

Несколько позднее появляется деревянная обшивка и окрашенные в разные цвета потолочные балки. Пол выложен керамическими плитками и покрыт коврами.

В городах вначале были довольно скромные жилища. Комнаты узкие, мрачные; мебель грубая, примитивная, проще, чем она была в самом начале некоторых античных культур. Краски кричащие. Только пробивающая себе дорогу буржуазия по мере упрочения семейных устоев стала строить более уютные, с большей претензией дома. В романскую эпоху трудовой народ почти не имел мебели. С характерными мебельными формами можно позна­комиться прежде всего по обстановке церквей: кресла для клироса — при­мер мебели для сидения, мебель ризниц — шкафы и сундуки.

Стремление к роскоши в этот период невелико, и в соответствии с этим мебельное ремесло весьма примитивно. О продолжении богатых традиций прошлого нет и речи. Небольшое количество сохранившихся изделий имеет примитивную конструкцию и громоздкие массивные формы. Шкафы, сделан­ные плотницким инструментом из необработанных толстых досок, держались при помощи накладок из кованого железа, даже не применялась рамочно­филеночная вязка, а примитивное деревянное соединение требовало укреп­ления. Использование для декоративных целей кованых железных накладок было новым элементом, пришедшим из Франции, до тех пор их нигде не при­меняли. В поздней романской мебели появляются формы выражения, харак­терные для последующих стилей: первые признаки архитектурного члене­ния — колонны, аркады, профильные карнизы. Несомненно, и в этот период появляются отдельные замечательные изделия из дорогих материалов, эти изделия известны нам по изображениям на картинах того времени. Немного­численные виды мебели для сидения были оформлены несравненно лучше других видов. Обивка не применялась. Мебель в большинстве случаев покры­валась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соеди­нений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому доба­вляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Сундук в средневековье был универсальной мебелью, он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сидения, даже дорожным чемоданом во время частых и длительных путешествий королей и знатных господ. В эти путешествия на телегах везли в сундуках значительную часть домашнего имущества. Об этом свидетельствуют даже ручки на сундуках. Первые сун­дуки, как и у первобытных народов, выдалбливались из стволов деревьев, а позднее их стали конструировать тектонически, т. е. составлять из необра­ботанных толстых досок, с крышкой в виде двускатной крыши, часто укра­шая резьбой из клиновидных зарубок (175). Примером этого типа сундуков, сохранившегося до наших дней, могут служить сусеки для зерна у венгер­ских крестьян, конструкция и система украшения которых сохранили харак-

175. Швейцарский сундук, раннесредневековая конструкция. 176. Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками. 177. Скандинавское кресло, XII в. 178. Шкаф с кова­ной обшивкой. 179. Шкаф изризницы церкви, XIII в. 180. Французский кованый сундук, XIII в. Музей Карнавале, Париж. 181. Раннесредаевековый точеный стул. 182. Лонго — бардский сундук из собора в Террацине, VIII в. 183. Точеное кресло, XI—XII в., Аспё.

184. Церковный сундук на ножках с ложными аркадами, переходная форма к шкафу, XII в.

тер раннего романского стиля (19,20). Форма сундуков берет начало с антич­ных саркофагов, их конструкция сходна с конструкцией античных сундуков. На юге (в Альпах) они изготавливались из ели; на севере (на немецких, ан­глийских, скандинавских территориях) — чаще из дуба. В процессе развития сложилось многообразие формы сундуков. Одной из разновидностей был тяжелый кованый сундук, который использовался для хранения денег и дра­гоценностей (176).

Наряду с простыми сундуками-скамьями в церквах использовали более высокие сундуки с короткими ножками и дверками (184). Это уже переход­ная форма к шкафу. Сундук из аббатства Сен-Дени, изображенный на илл. 180, является типично французским и украшен богатой спиральной фур­нитурой из железа.

Шкаф, представленный на илл. 178, в принципе является повернутым на бок кованым сундуком, чаще всего с одной дверкой и двускатной крышкой. Позднее появились типы сундуков чисто столярной и плотницкой конструк­ции без украшений, которые скромно отделывались архитектурными элемен­тами (179).

Мебелью для сидения в это время почти не пользовались. Сидели на низ­ких скамьях, стоящих вдоль стен, или на сундуках, только главам знатных семей полагался отдельный стул. Его высокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Стул в большинстве случаев имел подставку для ног, чтобы не надо было ставить ноги на холодные каменные плиты. В средневековье мебель в основном ставилась вплотную к стенам, позднее этот порядок нарушается, мебель размещается более свободно. Север­ная разновидность стиля представлена норвежскими стульями с резьбой (177). В данном случае заметно значительное преобразование плоской резьбы с изображением драконов и вьющихся растений в соответствии с северным вкусом. В этот период мебель для сидения довольно неудобна и тяжеловесна, что объясняется в основном точеными ножками и прямыми спинками (181, 183). Наиболее распространенной формой, заимствованной из античности, является складной стул. Кроме того, встречаются громоздкие кресла с си­деньем в форме ящика и скамьи дощатой конструкции со спинкой или без нее, а также двойные скамьи, которые вытачивались так же, как и стулья. Наряду со стульями на четырех ножках от Тироля до Скандинавии пользо­вались и стульями на трех ножках. Подобные более поздние изделия народ­ного искусства были в употреблении вплоть до XIX века.

В средневековье большее значение приобретают кровати. Их формы, со­зданные на основе византийских образцов, претерпели дальнейшие измене­ния: характерная конструкция — рама на точеных ножках, окруженная низкой решеткой. Позднее, начиная с XII века, под влиянием восточной ша­тровой конструкции, стали применять кровати с балдахином, которые укреп­ляли сознание безопасности. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас.

Столы имеют очень простую брусочно-дощатую конструкцию; для церк­вей делались и столы из камня. Изображения столов встречаются редко. Иногда стол — это просто съемная широкая доска на двух козлах. В средне­вековье столы, за которыми ели, после трапез разбирались и выставлялись там и тогда, когда и где это было нужно, чтобы поесть. На рисунках стол всегда покрыт низко свисающей белой скатертью; поэтому по ним почти не­возможно судить о его форме.

К декоративным элементам мебели относятся кованые накладки, ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты. Мотивы перене­сены из архитектуры без соблюдения классических пропорций. Элементы форм используются свободно, беспорядочно, в сочетании с мотивами искус­ства варварских народов. Используют многочисленные растительные мотивы: стилизованные листья, гроздья, вьющиеся растения; мотивы с фигурами людей и животных, мистических чудовищ; геометрические элементы; формы наподобие меандра, зигзагообразные линии и плетения. Орнаменты приме­нялись бессистемно, часто без соблюдения гармоничных пропорций и органи ческой взаимосвязи.

Германским народам понадобились долгие столетия, чтобы создать мебель­ное искусство, близкое античному. По всем приметам, античные точеные формы явились прототипами средневековых. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Роскошь, искусство оформления и развитое художественное ремесло античного мира были преданы забвению. В романскую эпоху ремесло было способно удовлет­ворить только элементарные потребности. Мебель сбивалась очень грубо, без придания ей пластичности. Позднее появились накладки из кованого железа, вначале как средство для придания стабильности и транспортабельности, а затем и как декоративный элемент.

Мир форм и красок романского стиля возник на базе византийского, вар­варского и восточного влияний. Формы и краски — простые и грубые. На имеющихся изображениях мебели все стилизовано и неподвижно, однако не лишено выразительного декоративного характера. Многочисленные элементы орнаментики с убедительной силой выражают религиозные настроения (ка­пители колонн).

Формы средневековой мебели представляют для нас интерес лишь в исто­рическом плане и вряд ли могут служить образцами при оформлении совре­менного интерьера.

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий