РЕНЕССАНС

РЕНЕССАНС

Ренессанс зарождается в Италии XIV века. Период зрелого итальянского ре­нессансного стиля падает на вторую половину XV и XVI столетия. Начало этой эпохи принято рассматривать как закат средневековья, начало нового вре­мени. В эту эпоху под натиском острых внутренних противоречий устои феодального строя начинают расшатываться. Быстро развивающиеся, эконо­мически крепнущие города ведут борьбу за независимость, за право на само­управление. Особенно преуспевают на этом пути итальянские торговые горо­да. Обострение классовых противоречий наблюдается и в деревне. По всей Европе прокатывается волна антифеодальных крестьянских выступлений.

Формируются зачатки капиталистических отношений. Ремесленник работа­ет уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники, рас­познав выгоды, таящиеся в производстве и сбыте товаров крупными партия­ми, содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства были мануфактуры, предшество­вавшие крупной машинной индустрии. Распространение мануфактур харак­теризует эпоху упадка феодализма и подъема нового класса — буржуазии.

Как писал Ф. Энгельс, только теперь открыли землю, заложили основы будущего развития мировой торговли, основы для возникновения мануфак­тур, которые в свою очередь являются зачатками современного машинного производства.

На этом важном этапе развития человечества в различных областях об­щественной жизни почти одновременно складываются благоприятные усло­вия для прогресса. Успехи науки и техники, великие географические откры­тия (Америка!) революционизируют представления человека о мире. В сферу мирового производства включаются новые источники сырья и новые рынки. Эта эпоха дала целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешествен­ников, мыслителей, художников, деятельность которых способствовала развертыванию колоссальной по масштабам духовной революции. Свободные,

РЕНЕССАНСбогато, часто универсально одаренные люди всеми силами борются за тор­жество нового мира, новых идей.

Ренессанс, следовательно, означал не просто смену художественных вку­сов, был не просто духовным, культурным явлением, а принес глубокие пере­мены, охватившие все области жизни; перемены, которые на определенном этапе социально-экономического развития общества, в период развертывания капиталистических отношений, дали себя знать повсюду. Закономерно, что Ренессанс зарождается в экономически наиболее развитых небольших италь­янских городах-республиках, в которых, как некогда в городах Древней Греции, складываются благоприятные условия для становления нового миро­понимания, новой, независимой и энергичной личности.

РЕНЕССАНСГуманистическое мировоззрение наносит решительный удар по идеологии феодализма. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В то время как на Севере продолжает торжество­вать готика, вступившая в свой завершающий период со всеми его излишест­вами, в Италии древнеримские памятники, спустя более чем тысячелетие вновь увидевшие свет, порождают глубокий интерес к классической литера­туре и искусству.

РЕНЕССАНСЧеловек новой эпохи стремится к духовной свободе и автономии личности. На смену вере приходит знание, основанное на опыте. Творчество художников становится все более многогранным; они уже подписывают свои произведения и пользуются плодами известности и славы. Одной из выдающихся личностей этой эпохи был Леонардо да Винчи — великий художник, скульптор, архи­тектор, инженер, физик.

В творениях ренессансной культуры аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Формы античного греко-римского мира сначала появляются в оформлении жилищ и архитектуре итальянских городов. Крупные архитекторы и безвест­ные мастера создают богатые, блещущие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и других итальянских городов.

Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидер­ландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.

Главные заказчики этого времени — правители итальянских городов-ре­спублик и богатые горожане — поручают архитекторам решение новых, свет­ских задач. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Ренессансный архитектурный стиль — подобно древне­римскому — эклектичен, и по характеру скорее декоративный, нежели кон­структивный. Формальные элементы этого стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Возвращенные архитектуре спокойные гори­зонтальные членения противопоставляются устремленным ввысь линиям го­тики. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей появляется купол — импозантный, красивый, хотя и не новый архитектурный мотив.

Строительство перестает быть монополией корпораций каменотесов. На арене появляется новый тип архитектора и предпринимателя, не связанного цеховыми обязательствами, а в качестве физической силы используется труд наемных рабочих.

Наряду со столь характерными для данного времени центрально-куполь­ными зданиями культового назначения очень типичными постройками явля­ются дворцы (палаццо). Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (например, палаццо Строцци, Питти). Эти

монументальные постройки замкового типа возводились на больших земель­ных участках вне стен средневекового города. За монументальным, выло­женным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказы­вается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Оформление фасадов выполнялось мраморными плитами, стукко или техникой цветного сграффито. Окна решались с полукруглым, позднее с прямым завершением.

Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эф­фектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убран­ства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные и очень «каменные»: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный).

Перемены в жизни повлекли за собой появление новых типов обществен­ных построек: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы.

В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравно­вешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гар­моничности форм служит правило золотого сечения. Характерно ренессанс­ным элементом архитектурно-декоративного оформления был кессон (восхо­дит к столярным конструкциям рамочно-филеночной вязки). Простое доща­тое покрытие стен сменяется сложно решенными деревянными покрытиями с профилированными деталями, колоннами, пилястрами и резными филен­ками.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, плано­мерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проек­тов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале. Если преды­дущие стили органически развивались друг изЛдруга, то ренессанс, перешаг­нув через тысячелетие, призвольно избрал отправной точкой художественно­культурное наследие античности.

В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Все недвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии. Более легкая, «подвижная» мебель появляется в эпоху капитализма,’ когда и человек получает больше свободы для передвижения. Люди средневековья обходились сравнительно небольшим количеством типов мебели. Ренессанс­ная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообра­зием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков. Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социаль­ного положения ее владельца.

Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и по­вышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпус-

228. Резной стул. 229. Складной стул (курульное кресло). Тоскана, XV в. 230. Касса — панка. Флоренция. 231. «Сіул Сіроцци» (Вена, собр. Фигдор). 232. Стул; железо и бронза. 233. Позднеренессансный сундук-кассоне. 234. Венецианское курульное кресло с резьбой и кожаной обивкой сиденья и спинки. 235. Посудный шкаф-креденца. Тоскана, ок. 1580 г. (Флоренция, Палаццо Дованцати). 236. Стол с точеными ножками и подстольем с ящи­ками. Болонья, XVII в. 237. Стул с кожаной обивкой. Флоренция, XIV в. (Париж, Музей Клюни). 238. Стулдощатый, резной. Флоренция, XVI в. (Лондон, Музей Виктории и Аль­берта). 239, 240. Детали архитектурно-декоративного оформления мебели.

ная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное па­лаццо, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составлен­ную из архитектурных элементов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной, независимой формой, называют архитектонической. Ком­позиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности силуэтов изделий.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мо­тивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пи­лястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или гео­метрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орна­ментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетен­ные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантасти­ческие существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорировки. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, кар­туши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей — полуживотных и т. д.

Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок появилась возможность для производства более легкой мебели. Выработанные в этот период новые приемы рамочно-филеночной вязки в дальнейшем легли в основу многочисленных мебельных форм.

Цветовой строй ренессансной мебели отличается сдержанностью; мастера — мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины. Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) — для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было двумя столети­ями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией.

На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и при­менялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV века в наборе употреблялись преимущественно черное и белое дерево, позд­нее — слоновоя кость. Изображения были почти монохромными, без оттен­ков. Наиболее распространенные декоративные мотивы — вьющийся сте­бель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт.

241. Сундук, украшенный богатой резьбой. (Париж, Лувр). 242. Поставец. Первая поло­вина XVI в. 243. Кресло токарной работы. 244. Резная филенка с мотивом медальона 245. Шкафчик. 246. Дощатое кресло, в котором ренессансный орнамент уживается со средневековыми формами. 247. Тронное кресло с высокой спинкой и слабо выраженным архитектоническим началом в структуре. 243. Сундук. 249. Столик на_восьми точеных ножках. 250. Мягкое кресло. Конец XVI в.

20. Ранний французский Ренессанс

Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу. Сущ­ность этого приема декорировки состоит в следующем: из двух наложенных друг на друга листов фанеры выпиливался узор; в последующем, при наклеи­вании на основу, фрагменты, отпиленные от различных по цвету фанер, ме­нялись местами. Круг приемов и мотивов украшения постепенно ширится; появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в оби­ход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонирования с помощью раскаленного песка. Замечательными мастерами интарсии в Италии были Баччо д’Аньоло, Джованни да Верона, Бенедетто да Майано.

Предметы обстановки, все еще немногочисленные, большей частью разме­щаются вдоль стен просторных помещений. В итальянском ренессансном жилище по-прежнему значительную роль играет сундук-кассоне (cassone) (233), по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне — это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная при­надлежность свадебного приданого невесты. Такие кассоне изготавливались, в частности, в Сиене и Флоренции. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. В середине XV века появляется уменьшенная раз­новидность кассоне — кассета (cassetta).

Из сундука-кассоне развивается предок дивана — касса-панка (cassapanka, 230), ларь-скамья со спинкой и локотниками. Касса-панка предназначалась для почетных гостей. Спинка ее часто делалась высокой, в отдельных слу­чаях даже с навесом. Новыми типами мебели были также посудный шкаф (credenzone) и секретер. Приземистый, снабженный, как правило, двумя-че — тырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и развитой формой шкафа (235).

О форме итальянской ренессансной кровати мы можем в какой-то мере судить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем.

Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы (236). Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круг­лой, шести — или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наи­более распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом.

С новыми формами и разнообразием решений встречаемся мы и в мебели для сидения. Один из типов — простой по конструкции, но поражающий богат­ством резьбы стул, сбитый из трех досок (238). Т. н. «стул Строцци» состоит из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек (231). Другой тип — простой стул на четырех ножках (228) и развив-

251. Дрессуар (поставец). 252. Кровать с балдахином. 253. Кровать Екатерины Медичи. (Шенонсо). 254, 257. Разновидности французских ренессансных столов. 255. Мягкое кресло, поздняя форма. 256. Кресло токарной работы. XVI в. (Берлин, Шлоссмузеум). 258. Стул, отделанный бахромой. 259. Вращающееся кресло столярной и токарной работы. 260. Про­стой дощатый табурет. 261. Кресло с кожаной обивкой; обойные гвозди выполняют функ­цию декоративного элемента. 262. Резная филенка с мотивом гротеска.

21. Французский Ренессанс

шийся из него вид кресла с сиденьем и спинкой, обитыми кожей. С появле­нием этого кресла вновь возрождается мягкая мебель. Не выходит из употреб­ления и складное (курульное) кресло (232, 234). Одной из его разновидностей является т. н. «стул Савонаролы» (229).

Характер оформления, декорировки итальянской мебели из столетия в сто­летие меняется. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались яркой росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широкое распространение получает орнаментально-архитектурное оформление изде­лий мебели, а среди техник инкрустации — очень эффектная чертозианская мозаика. В XVI веке (чинквеченто) господствует резьба по дереву. Обрабо­танные сочной, рельефной резьбой роскошные изделия этой эпохи уже предве­щают приближающийся век барокко.

Формы итальянской ренессансной мебели в разных областях страны имеют ярко выраженные местные черты. В основном можно выделить четыре центра мебельного производства.

На рубеже XV—XVI веков наиболее развитой была художественная ме­бель Тосканы (Флоренция), оказавшая сильное влияние на мебельное искус­ство всей Италии. Здесь, в Тоскане, появляются первые признаки раннего Ренессанса. Вначале мебель украшалась росписью и позолотой. Позднее стала употребляться и каменная мозаика. Сохранилось довольно много изде­лий флорентийской ренессансной мебели, что облегчает задачу по исследова­нию развития отдельных мебельных форм. Обстановка флорентийского ренес­сансного жилища в основных чертах сформировалась во времена, когда горо­дом правили представители дома Медичи.

В Венеции и прилегающих к ней североитальянских областях мебельные формы особенно оригинальны и разнообразны. Они складывались под воз­действием своеобразного колорита жизни и архитектуры города на лагунах и тесных торговых связей с Востоком. Своей красотой венецианская мебель обязана подчеркнуто декоративному характеру; сундуки, шкафы украшаются росписью, стукко, позолотой.

Значительным центром мебельного производства была и Болонья. Энергич­ные, рациональные формы раннеренессансной болонской мебели позднее, в эпоху зрелого Ренессанса, сменяются более торжественными. Для мебели XVII века характерны выдержанные пропорции, по-барочному динамичные формы, эффектные профили. Наиболее прославленным мастером резьбы по дереву здесь был Формиджине.

В мебельных мастерских Ломбардии производились инкрустированные костяными пластинками изделия, в которых чувствуется довольно сильное влияние венецианских образцов. В этой провинции ощутимы и франко-бур­гундские влияния. В Ломбардии вместо сундуков используются двухъярус­ные шкафы. Этот тип мебели в других областях Италии в это время пока еще не встречается.

263. Резной двухкорпусный шкаф. XVI в. 264. Стол с богатым резным декором. 265. При­мер декоративно решенной опорной конструкции, обнаруживающей сильное итальянское влияние. 266. Дрессуар с развитыми архитектурно-декоративными формами. 267. Кро­вать. 268. Позднеренессансная разновидность средневекового дощатого кресла. 269. Кресло с резной спинкой. 270, 272. Кресла с плетеными сиденьями и динамичными, тяготеющими к барокко формами. 271. Диван переходного стиля.

Богатая, очень рельефная резьба и позолота характеризуют художествен­ную мебель Рима и Неаполя, формирующуюся под влиянием флорентийских образцов. В создании роскошной мебели для пап и богатой аристократии принимают участие крупные живописцы и скульпторы.

Сундуки-кассоне являются наиболее удобными объектами для исследова­ния техники и приемов декорировки итальянской ренессансной мебели. Наи­более распространены резьба, мозаика, интарсия. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. Мотивами декоративной росписи слу­жили фамильные гербы, фигуральные композиции, виды городов. Часто сун­дуки расписывались знаменитыми живописцами, не считавшими этот вид деятельности унизительным.

Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне, сохранивших, однако, благородную простоту и ясность композиции. Со временем, теряя свою прямолинейную форму и приобретая все более слож­ный силуэт, кассоне начинает походить на античный мраморный саркофаг.

Во Франции дух Возрождения начинает распространяться лишь в конце XV столетия. Придерживаясь принципа периодизации «по королям», фран­цузское Возрождение можно разделить на четыре этапа: переходный стиль (Людовик XII, 1498—1515); ранний Ренессанс (Франциск I, 1515—1547); зре­лый Ренессанс (Генрих II, 1547—1559); поздний Ренессанс (Генрих IV, 1589—1610).

В переходном стиле тон продолжают задавать готические формы, влияние нового стиля затрагивает пока лишь орнаментальный строй. Элементы ран­неренессансной художественной культуры проникают сначала в провинци­альные замки, но и здесь они все еще сосуществуют с готическими формами, без всякой органической связи с последними (например, Блуа, Шамбор). Некоторое время на развитие французской мебели значительное влияние ока­зывали работавшие в стране итальянские художники. Однако позднее веду­щая роль переходит к французским мастерам, прошедшим итальянскую вы­учку. Во Франции сложилось восемь мебельных школ, во главе которых стояли известные мастера.

Среди приемов декорировки преобладает богатая, сильно детализирован­ная резьба. Другие техники появляются значительно позднее; так, интарсия осваивается лишь в последней трети XVI века.

Наряду с широко распространенными, разнообразными по решению, наряд­ными сундуками (241, 248) повляются новые виды мебели: дрессуар (dressoir) (242, 251) — посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки; двухкорпусный шкаф (meuble a deux corps) (263) и первые варианты кабинета.

Наиболее распространенными формами мебели для сидения были дощатое кресло, аналогичное по конструкции итальянской касса-панке (246, 247, 268),

273. Голландский поставец. XVII в. 274. Голландский сундук. XVII в. 275. Североголланд­ский стол с ножками-балясинами. XVII в. 276. Фламандский стол. Конец XVII в. 277. Гол­ландский стул. 278. Табуретка (по рисунку В. де Вриса). 279. Североголландская банкетка. 280. Голландский складной стул (по рисунку В. де Вриса). 281. Кресло с кожаной обив­кой и точеными ножками. 282. Голландский стул с точеными ножками. Ок. 1620 г. (Фленс — бург, Музей). 283. Резная филенка с мотивом картуша. 284. Голландский дубовый стол, украшенный инкрустацией. Гарлем. 285. Пилястр, деталь архитектурного оформления стены. 286. Мотив ажурной (прорезной) резьбы.

кресло с резной спинкой (269, 272) и легкое кресло с точеными ножками (243). Появляются обитые тканью или кожей, украшенные бахромой и тесь­мой стулья и кресла (250, 255, 258), а также диваны (271). Плетеные сиденья и спинки встречаются у кресел с тяготеющими к барокко формами (270).

Важное место в жилом интерьере отводится кровати («lit de parade») (252, 253, 267); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колон­нами, балдахином, головным щитом красивой резной работы. (Уже в этот период в кругах аристократии был распространен обычай принимать гостей, лежа в кровати. Отсюда и требование к кровати быть парадной, предста­вительной.)

Опорные части столов решались чаще всего в виде колонок, балясин и аркад (249, 254, 257, 264). Во времена Генриха I бытовала интересная мебель­ная форма: небольшие столы простой плотницкой работы и стулья, сплошь обитые плюшем и отделанные бахромой.

Среди мастеров, по рисункам и гравюрам которых изготавливалась и укра­шалась мебель, были Дюсерсо и ученик Микеланджело Башелье. В мебели периода правления Людовика XIII (1610—1643) уже появляются — снова под влиянием итальянских образцов — первые признаки раннего барокко.

В Голландии и Фландрии ренессансная мебель второй половины XVI века развивается главным образом под влиянием рисунков образцовых предметов мебели архитектора Вредемана де Вриса. В своих умеренных по декору мебельных формах де Врис ориентируется на итальянскую школу. Фламанд­скую и голландскую мебель отличают простота и удобство. Наиболее рас­пространенные элементы ее оформления и убранства: профилированные кар­низы, члененые филенки (274), мотивы арок (280), балясины, ажурная резьба (285, 286), медальоны, каннелированные пилястры. Популярна и техника деревянной мозаики; композиции в виде шахматного и иных геометрических орнаментов набираются экзотическими породами дерева, привозимыми из дальних стран. Позднее появляется богатая по рисунку интарсия, а с ней и новые мотивы украшения: цветы в вазе, птицы, бабочки и т. д.

Важнейшие типы мебели: обитые кожей стулья с х-образными ножками (280); кровати с балдахинами; солидные столы с толстыми столешницами и массивными, точеными в форме балясины ножками, скрепленными внизу проножками (275, 276, 284); большие шкафы с несколькими дверцами, обрам­ленными рамками, пилястрами (273). Из других мебельных форм встречаются еще поставец, а также буфет или креденца, оформленная внизу двумя двер­цами и ящиками, вверху — колонками, нишей, карнизом (прототип будущих английских буфетов). Стулья и кресла нередко имеют точеные витые ножки (282). В целом формы мебели для сидения отличаются простотой; сиденья и спинки чаще всего обтянуты кожей, прибитой гвоздями с большими шляп­ками (277, 278, 279, 281, 282).

287. Резной дубовый сундук. Первая половина XVII в. 288. Мягкое кресло со следами складной (курульной) формы. 289. Резная дубовая рама напольного зеркала. 290. Стол с раздвижными ножками и опускающимися боковыми полами (gate table). XVII в. 291. Стол с ножками в виде колонн (framed table). XVII B.292. Кабинет. Конец XVI—начало XVII в. 293. Массивный резной стул. 294. Столбик балдахина. 295. Фризоподобный орнамент, исполненный в технике плоскорельефной резьбы. 296. Резная панель с энергично членен­ной поверхностью. 297, 298. Солидные столы с опорами в виде балясин; восходят к нидер­ландским образцам. 299. «Стул Кромвеля». 300. Декоративный элемент.

В Англии мебельное искусство длительное время развивается под влия­нием европейских, главным образом голландских образцов. И здесь ренес­сансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы, но внедрив­шись, он сохранил свои позиции до конца XVII века.

Зрелый стиль Тюдоров приходится на время правления короля Генриха VIII (1520 —1550), но в этот же период формы обнаруживают растущее влия­ние французских, и особенно голландских образцов. Крупный вклад в раз­витие английского ренессансного прикладного искусства внесли итальянцы Приматиччо и Торриджани и немец Ганс Гольбейн Младший. Первая поездка Гольбейна в Англию состоялась в 1526 году.

Чисто ренессансный стиль в английской художественной культуре скла­дывается в период правления королевы Елизаветы (1558 —1603); во Франции на этот период приходится правление королей Генриха II, Генриха III и Ген­риха IV. Однако наиболее совершенными творениями столярного искусства являются пока что не столько изделия мебели, сколько тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивались стены покоев в замках англий­ских феодалов (296). Мебель, исполненная в дубе, пока еще громоздкая; наи­более распространенные формы: столы с точеными ножками (290, 297, 298), массивные, с высокой спинкой кресла (293), сундуки с сильно члененными передними стенками (287) и кабинеты (292).

Следующий период английского Возрождения охватывает почти весь XVII век (1603—1688). В мебельных формах этого периода сначала чувствуется итальянское влияние, позднее при английском дворе работают мастера, при­глашенные из Франции и Голландии. Столы, стулья и кресла почти во всех случаях имеют точеные ножки (303, 306, 308, 313, 314), но постепенно ос­ваивается и занесенная из Франции форма гнутой ножки (304, 309, 311). В оформлении сундуков и шкафов архитектоническому принципу предпочи­тается обработка поверхностей большим количеством резных филенок с бес­покойными по ритму орнаментальными композициями (301). Посудный шкаф существует в двух разновидностях: один — типа поставца, другой — вы­сокий, состоящий из двух частей с выдвижными ящиками в нижней части и с открытыми полками наверху (307). Незаменимым предметом обстановки едва ли не каждого английского дома был стол с опускающимися полами и раздвижными ножками («butterfly table» или «gate leg table») (314). Мебель изготавливается уже не только из дуба, но и из ореха и различных экзоти­ческих пород дерева. Появляются легкие, изящные формы, восходящие к итальянским, главным образом — венецианским образцам.

В 1630-х годах пуритане-переселенцы завезли в Америку предметы обста­новки, характерные для английских мебельных форм той поры. Эта мебель легла в основу т. н. англо-американского колониального стиля.

301. Посудный шкаф (dresser). Первая половина XVII в. 302. Сундук с мотивом аркады на передней стенке. XVII в. 303. Стол с точеными ножками и подстольем с ящиками. 304. Резная скамья; поздняя форма. 305. Поставец. XVII в. 306. Стул с жестким сиденьем. 307. Двухъярусный посудный шкаф с открытыми полками. 308. Дубовый стул с резной спинкой. 309. Стул переходного стиля. Конец XVII в. 310. Резная ножка-балясина. 311. Кресло. 312. Стол-кресло с откидной столешницей-спинкой. XVII в. 313. Стул дубо­вый. XVII в. 314. Ранняя форма стола с раздвижными ножками и опускающимися полами.

315. Стол.

В художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрож­дению затянулся на многие десятилетия. В распространении ренессансных принципов в немецком искусстве выдающуюся роль сыграли Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Млайший.

Для немецкого Возрождения особенно характерны увенчанные острыми фронтонами жилые дома (Giebelhaus) и ратуши с башнями и аркадами. Здесь тоже вначале складывается переходный стиль. Новое дает себя знать сначала в декоре и лишь позднее в конструкции. Так, креденца (Stollenschrank), пока­занная на илл. 316, может служить примером своеобразного симбиоза готи­ческой формы и ренессансного орнамента.

Немецкое Возрождение делится на два этапа: раннее Возрождение (до середины XVI века) и позднее (до 70-х годов XVII столетия).

Распространению нового стиля в Германии содействовали рисунки образ­цовых предметов мебели т. н. «малых мастеров». Наиболее известными среди них были Петер Флётнер (проект кровати его работы воспроизведен на илл. 325), Иост Аман, ГансДиттерлейн. В мебельном искусстве Германии сложился целый ряд школ: рейнская, баварская, франкская и др., однако имея ввиду лишь наиболее существенные различия, можно ограничиться подразделением стиля на две разновидности: северонемецкую и южнонемецкую.

Немецкая ренессансная мебель более живописна и не столь связана с антич­ными образцами, как итальянская. В декорировке шкафов, сундуков, сто­лешниц широко применяется техника деревянного набора. Наиболее по­пулярные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, дельфины, волюты, картуш, герб.

В мебельном искусстве Германии процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, мы уже наблюдали на примере поставца (316). Подоб­ную же эволюцию прошли и другие виды мебели. Массивные, слегка неук­люжие формы средневековья проявляли большую живучесть (322). Предметы обстановки, в которых восторжествовали ренессансные формы, показаны на илл. 321, 325, 326, 335.

Среди своеобразных мебельных форм, сложившихся в Северной Германии, столы двух типов: один — с массивными, точеными в форме балясин ножками (318); другой — развившийся из средневекового, тирольского типа, с наклон­ными ножками и подстольем с ящиками (322). Мебель для сидения отлича­лась разнообразием форм и решений (319, 320, 323, 324).

На юге Германии итальянское влияние более ощутимо. Оно дает себя знать в первую очередь в подчеркнуто архитектурном характере оформления кор­пусной мебели (326, 335). Среди столов встречаются как с наклонными нож­ками (330), так и интересные по решению центральные, одноопорные формы

316. Рейнский поставец (Stollenschrank). 317. Банкетка. (По рисунку В. де Вриса). 318. Мас­сивный стол с ножками-балясинами. 319. Раннеренессансный стул. Штейн-на-Рейне. 320. Кресло. XVII в. 321. Мотив оформления двери. 322. Стол с наклонными ножками. 323. Стул, раннеренессансная форма. Ок. 1560. 324. Стул с треугольным сиденьем, ранняя форма. 325. Кровать. (По гравюре П. Флётнера).

(332, 333). Здесь, как и повсюду в Европе, продолжает существовать одна из древнейших мебельных форм — складной стул (331, 334). Кресло и стул с рез­ными дощатыми спинками, показанные на илл. 327 и 328, — местные, упро­щенные разновидности итальянских образцов.

В Испании в мебели по-прежнему сильны традиции высокоразвитого ара­бо-мавританского искусства. На поздних этапах Возрождения к ним присое­диняются и влияния, идущие из Италии и Франции.

Типично испанской мебельной формой можно считать кабинет (339), обра­ботанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн, кабинет имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички. Испанское название кабинета — «varguenos» — связывают с местечком Варгас, где, очевидно, изготовлением кабинетов зани­мались многие мастера-мебельщики. В кроватях и других изделиях каркас­ной мебели широко использовались красивые по рисунку точеные детали (338, 340, 343, 345). Популярна и техника инкрустации, причем наиболее излюбленным орнаментом является арабеска. Знамениты изящные, тончай­шей работы инкрустации из Саламанки и Севильи (338, 347). Спинки и си­денья предметов мебели для сидения обтягивались художественно отделан­ной кожей (тиснение, гравировка, золочение), прибивавшейся гвоздями с большими медными шляпками (341, 344). В XVII столетии тисненая кожа из Кордовы использовалась и для обивки стен жилых помещений.

В мебельные формы Португалии, поддерживавшей оживленную торговлю с Востоком, проникли индийские влияния, распространившиеся отсюда на другие страны Европы. Во второй половине XVI века в восточноиндииских колониях Португалии производились кабинеты, инкрустированные эбеновым деревом и слоновой костью и обработанные ажурными накладками из позо­лоченных медных пластинок.

В этих индо-португальских по стилю кабинетах сошлись пути европейской и дальневосточной мебели. Индийским по происхождению был и прочно уко­ренившийся в испано-португальском прикладном искусстве мотив решетки из изящных, густо профилированных брусков, применявшийся в оформлении окон, дверей, различных предметов домашней обстановки.

Мебель испано-португальских колоний по ту сторону Атлантики (Мек­сика, Южная Америка) существенно не отличалась от изделий, производив­шихся в метрополии.

В Венгрию влияние ренессансного прикладного искусства проникло в пе­риод правления короля Матяша. В 1479 году в Буде работают уже четыре флорентийских художника, пробывших здесь целый год. Вазари известно много итальянских мастеров, деятельность которых в той или иной мере была связана с Венгрией. Все это свидетельствует о том, что итальянское влияние

326. Кабинет. 327. Позднеренессансный стул; спинка решена в форме резного ормушля. 328. Резной дощатый стул. Конец XVI. в. 329. Южнотирольский стул. Вторая половина XVI в. 330. Стол с наклонными ножками. Унтерфранкен, XVI в. 331, 334. Складные стулья: XVI в. 332, 333. Формы столиков на одной опоре. 335. Швейцарский сундук, укра­шенный интарсией. 1565 г. 336. Резной орнамент.

было непосредственным и сильным. До нас не дошло ни одного предмета вен­герской раниеренессансной мебели. Среди произведений XVI века, создан­ных под влиянием итальянского искусства, значительную художественную ценность представляют предметы обстановки церквей в Нирбаторе, Бартфе, Лёче, Кёрмёцбане (ныне Бардейов, Левоча и Кремница, ЧССР) и др. Разви­тые ренессансные формы и высокий художественный уровень характеризуют и венгерскую мебель XVII века.

337. Поздний индо-португальский свадебный сундук. 338. Стол с точеными ножками. 339. Кабинет. 340. Боковина кровати тонкой токарной работы; дерево, бронза. XVII в. 341. Кресло, обитое тисненой кожей. 342, 346. Стулья с кожаными сиденьями. 343. Стул токарной работы. 344. Складная дорожная кровать, обитая тисненой кожей. 345. Стол с инкрустированной столешницей и металлическими ножками. 347. Стул, украшенный чер — тозианской мозаикой. Толедо. 348. Мотив декоративной отделки филенки. 349. Столбики для балдахинов тонкой резной работы. 350. Разновидность курульного кресла с ажур­ной спинкой и локотниками. 351. Скамья.

Советуем также ознакомиться

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий