МЕСОПОТАМИЯ

МЕСОПОТАМИЯ

МЕСОПОТАМИЯВ период египетской культуры между реками Тигр в Евфрат существовали и другие восточные рабовладельческие деспотические государства. На тер­ритории Месопотамии в ходе трехтысячелетней истории периодически господ­ствовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы и персы. Под ассирийским сти­лем понимается стиль ассирийского и вавилонского искусства, хотя корен­ными жителями были вавилоняне (с 2250 года до н. э.). Ассирийцы же завоевали страну только около 1500 года до н. э., поработили вавилонян и переняли их культуру. Та же участь постигла ассирийцев: в 539 году до н. э. их поработили персы.

МЕСОПОТАМИЯВоды Тигра и Евфрата, подобно Нилу, сделали плодородными огромные территории. Эти благоприятные условия производства создали основу для высокой цивилизации. Могущественное государство простиралось не только в бассейне Тигра и Евфрата, но до Передней Азии, Сирии и часто даже до границ Египта. Богатство страны соблазняло многие соседние варварские племена, а потому она постоянно переходила из рук в руки. В противополож­ность прочной, консервативной государственной жизни Египта здесь сме­няли друг друга военные, деспотические империи. Несмотря на бурную исто­рию, здесь родилась высокая культура: были созданы система счисления, календарь, денежная система; астрономия и другие науки достигли высокого уровня, была создана замечательная литература, страна прославилась зна­менитыми зодчими. Вавилон и Ниневия, два самых значительных города, стали центрами вавилонско-ассирийской культуры. В Вавилоне уже были городские дороги, канализация, во дворцах — ванные комнаты и туалеты, а также висячие сады.

Строительство укреплений наложило отпечаток на архитектуру в целом, каждый мотив отражает цели обороны: мощные стены, порталы, бронзовые ворота. Дома строили из самана и обожженного кирпича, часто даже много­этажные. Камень применялся только для декоративных целей. Дворцы знати строили на возвышении и окружали крепостными стенами, рвами. Структура городов отражала структуру классового общества. О жилищном строитель­стве и обстановке жилища пока мы можем судить только по археологическим раскопкам дворцов.

МЕСОПОТАМИЯИдеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность, ценились массив­ные формы, крупные размеры. Самих себя они также изображали массив­ными и неуклюжими, с мощной мускулатурой — резкая противоположность стройным изящным египтянам.

Кроме архитектурных памятников до нас дошли в основном рельефы на камнях, с большой точностью изображающие мужчин в боевых доспехах, военные события и сцены охоты. Вавилоняне и ассирийцы мастерски изобра­жали животных. По изображениям на рельефах с животными мы можем судить и о предметах домашней обстановки, которые (кроме отдельных брон­зовых находок) до нас не дошли. Многое из жизни ассирийцев известно нам и благодаря их записям клинописью, а также из описаний греческих исто­риков.

Редким и очень ценным строительным материалом наряду с камнем здесь было дерево, которое приходилось ввозить из далеких стран (так, кедровая древесина ввозилась из Ливана).

Земля была богата рудами, и ассирийцы превосходно владели технологией их добычи и обработки. В то время как египтяне облицовывали дешевые породы дерева более дорогими, вавилоняне украшали необработанный де­ревянный каркас мебельных изделий, колонн и ворот тщательно выполнен­ной медной и бронзовой чеканкой. До нас дошли только предметы пышной ассиро-вавилонской королевской мебели, в противоположность Египту, где при раскопках были обнаружены многочисленные предметы обыденной мебели.

Об ассиро-вавилонских столярных ремесленных мастерских мы знаем мало, еще меньше — о применявшихся там орудиях труда. Эти орудия труда изготовлялись из бронзы и железа и не уступали тем, которыми пользова­лись в Египте.

Рубанка здесь также еще не было. Вопреки этому, по расчлененным круг­лым ножкам предметов мебели мы можем сделать вывод, что в то время при­менялось не только точение древесины, но и существовал верстак с металли­ческим прессом, на котором изготавливались профилированные и круглые металлические детали.

Структура ассиро-вавилонской мебели очень простая. В основном мы нахо­дим вертикальные несущие ножки и горизонтальные стойки, что аналогично несущей системе ранней египетской мебели. Однако тех мягких, динамич­ных линий, которые умело использовали в отделке мебели египтяне, нет. Дерево здесь использовали только для каркаса, подвергая его плотницкой обработке. Завершенную форму мебельному изделию придает покрытие ме­таллическими листами. Даже его устойчивость достигается за счет металли-

61. Ассирийский табурет. Ниневия. 62. Ассирийская скамья (по изображению на рельефе) 63. Ассирийский трон. Ниневия. 64. Изображение стола и мебели для сидения. 65. Асси­рийское кресло (по изображению на рельефе). 66. Персидский стул (по изображению на рельефе из дворца Дария в Персеполисе). 67. Деталь ассирийского стола (по изображению на рельефе). 68. Разновидность стула с высоким сиденьем. 69. Фрагмент ассирийского трона из бронзы. 70. Завершающий элемент спинки стула: голова теленка из медной пла­стины. Нимруд. 71, 72. Оформление подножия колонны. 73., 74. Ложе, стол и кресло (по изображению на рельефе из Куюнджика). 75. Еврейский алтарь (по изображению на три­умфальной арке Тита в Риме)

ческих жестких креплений. Мебель богато украшалась металлической фур­нитурой, пуговицами и кольцами из металла; троны изобиловали золотыми и бронзовыми украшениями.

В жилищах были табуреты, стулья, парадные троны, кушетки, скамьи, столы, балдахины и алтари. Важнейшую роль и здесь играла мебель для сидения, простейшим типом которой была скамеечка или табурет, одинако­вые по конструкции, но с разными украшениями. Табурет имел плетеное сиденье, на которое клали декоративную подушку. Ножки выполнялись в форме шишек пинии, гроздей из фруктов или лап животных (61, 64, 67). Стулья со спинками и кресла с подлокотниками известны нам только по изображениям. На одном из таких изображений боковые элементы кресла состояли из вырезанных из дерева человеческих фигурок, которые как бы поддерживают сидящего господина на поднятых руках (63). Эти символи­ческие фигуры пленных или рабов впервые в ходе исторического развития появились именно здесь.

Отсюда и в архитектуре пошли позднее опоры в виде человеческих фигур: кариатиды, атланты, гермы и т. д. Удобство стульям придавалось за счет плетеного или кожаного сиденья и подушек, их обивали змеиной кожей и тканями с богатым узором, ассирийцы любили применять бахрому. Профили, ножки в форме звериных лап и выточенные шишки пинии, применяемые в стульях, в произвольной компоновке встречаются в столах и кушетках. Особенно характерно одинаковое оформление ножек. Судя по сохранившимся каменным рельефам, кушетки были роскошью и пышно украшались.

Кровать напоминала ложе египтян, изголовье было изогнуто вперед, по­добно нашей софе, она имела подушки цилиндрической формы; при сидении на них можно было облокачиваться. Структура этой мебели была очень проста, однако покрывалась она дорогими тканями или покрывалами, укра­шалась подушками, бахромой, кистями, производила впечатление роскош­ной (73, 74).

Тяга восточного человека к плоскостному орнаменту здесь выражена гора­здо сильнее, чем в более тектоническом искусстве египтян. Пророк Амос уверял, что у вавилонян и ассирийцев были даже кушетки из слоновой кос­ти. Такое неслыханное богатство и в древнем мире, конечно, было редким и долгое время непревзойденным. Немногим известно, что кровать с бал­дахином является ассиро-вавилонским наследием. Известный из библии ва­вилонский полководец Олоферн, убитый Юдифью, спал в кровати с колон­нами и балдахином. Текстиль широко использовался для отделки мебели, начиная с москитных сеток, закрывавших кровать, до пышных обивочных материалов. Ассирийские шпалеры, ковры и вышивки прославились во всем мире.

Ассиро-вавилонские орнаменты богаты изображениями фантастических зверей, крылатыми быками, львами, головами баранов, птицами и пр. Расти­тельный орнамент сильно стилизован. Характерными ассирийскими моти­вами были шишки пинии, дерево жизни (восточная туя), розетки, пальметты, плоды граната, а из геометрических мотивов — звезды, зигзагообразные линии, круги, волнистые линии и симметрически расположенные листья и цветы. Такими орнаментами украшали не только здания и мебель, но и все­мирно известные ассирийские шпалеры, ковры, вышивки. Хотя все эти вещи до нас не дошли, рисунок полов, покрытых цветной эмалью, дает нам пред­ставление о богатстве ассирийской орнаментики. Эта богатая орнаментика позднее с коврами, керамикой и изделиями из металла проникла в Европу.

Что касается тектоники, ассирийская мебель имела органическую струк­туру, ее отделка была четкой и располагалась соответственно структуре.

Персы захватили Вавилон в VI веке до н. э. Позднее воинствующим динас­тиям подчинились вся Малая Азия, Ликия и Египет. В политическом от­ношении персы были победителями, но в культуре и искусстве уступали побежденным. По мере того, как росла их власть, тираны предъявляли и по­вышенные требования к роскоши, что влияло на культуру быта.

Внутреннее оформление жилого дома персов сохранило ассиро-вавилон­ский стиль, но было богаче, роскошнее. То же самое относилось и к мебели. Стены, потолок и пол отделывали богато и красочно, в основном цветными керамическими плитками, множество которых было обнаружено во время раскопок. Элементы архитектурного декора пополнились карнизами, фри­зами, их украшали фигурами животных и воинов. Характерными персид­скими мотивами были крылатый бык с бородатым человеческим лицом, едино­рог и сфинкс с мужским лицом.

Жилые помещения персов отвечали требованиям восточного комфорта, между тем мебельные формы почти не получали дальнейшего развития, лишь более вычурными и пышными стали элементы декора. О столярах-мебельщи — ках, об их инструментах и методах работы мы знаем лишь то, что здесь почти не было ничего нового по сравнению с вавилонянами и ассирийцами.

Изображенные на барельефах троны из дворца царя Дария в Персеполисе имели известные ассирийские формы ножек с кольцами, выемками, льви­ными лапами, чашечками цветков. Новое заключалось в том, что стул с льви­ными лапами стоял на возвышении, в результате чего он стал громоздким и неуклюжим (66, 67, 74). У персов ножки чаще завершались в форме кисточ­ки (66).

О других персидских формах мебели — кроватях, столах, подставках — мы можем составить приблизительное представление по ассирийским фор­мам, если дополним их характерными персидскими орнаментами. Персид­ские мебельные формы не имели большого значения для дальнейшего раз­вития мебели, персы не создали самостоятельного стиля мебели.

О мебельном искусстве остальных народов Ближнего Востока мы знаем и того меньше. Отсутствуют не только находки, но и изображения, и мы мо­жем опираться лишь на письменные источники, которые позволяют сделать вывод, что мебель народов Малой Азии, Финикии, Сирии и Иудеи в худо­жественном и техническом отношении не отставала от мебели народов Даль­него Востока. Это и понятно, так как при существовавшей в то время ожи­вленной торговле и тесных связях народов происходил обмен предметами об­становки, которые становились похожими друг на друга и широко распрост­ранялись.

Особенно велико значение торговли, которую вели финикийцы. Известно, что торговцы города Тир плавали по всему Средиземному морю и на остро­вах создавали колонии, игравшие роль пунктов обмена восточных и запад­ных товаров. Среди товаров, предлагавшихся финикийцами, стеклянные сосуды, пурпур, посуда, золотые и серебряные украшения имели художест­венную ценность. Финикийцы, умевшие лить бронзу, могли уже делать ме­бель из металла. Однако, кроме металлических предметов, финикийцы все, что требовалось для богатого убранства их жилища, добывали путем тор­говли, это было легче, чем производить самим.

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий