КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ■*«]

Классицизм конца XVIII века — это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду «коро­левских стилей». Четыре предыдущих охватывают всю эпоху барокко, от самого раннего, еще переходного этапа до рококо.

КЛАССИЦИЗМПринцип периодизации «по королям» носит, естественно, весьма условный характер. Было бы, например, неверным хронологические рамки класси­цизма определять годом смерти Людовика XV (1774) и 1789 годом. Подоб­ного рода периодизация еще менее оправдана для других стран.

Во Франции в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были королевская семья и придворная аристократия. Влияние двора распространялось на все отрасли искусства, включая и худо­жественную мебель.

Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, пред­ставлявших этот стиль. Вскоре после расцвета, приходящегося на середину века, стиль обнаруживает признаки усталости, повторяемости; ряды его при­верженцев быстро редеют. В печати, чутко реагирующей на смену вкусов, появляются статьи с острыми нападками на рококо и с призывами к искус­ству более рациональному, более трезвому. "Зарождающийся новый стиль — классицизм — в полной мере отвечал запросам времени.

КЛАССИЦИЗМЭти события имели и свою предысторию: раскопки, проведенные в Герку­лануме (1738) и Помпеях (1748), а также появившиеся по их следам труды историка Винкельмана и других ученых, породили новую волну интереса к античному искусству. Появившись сначала в архитектуре, формы класси­цизма постепенно проникают и в прикладное искусство, в том числе и мебель. Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо начинают «успо­каиваться» уже в середине 1760-х годов. Линии выпрямляются, членения поверхностей становятся все более простыми и ясными. Отсюда и берет свое начало новый стиль, который достигнет полной зрелости в период правления Людовика XVI (1774—1789).

КЛАССИЦИЗМПри смене стилей всегда существует переходный этап, на котором старое некоторое время продолжает уживаться с новым. Подобный этап тем более неизбежен в случае таких взаимоисключающих стилей, какими были рококо и классицизм. Не сразу были изжиты, например, изогнутые линии рококо; правда, теперь они приобретают большую плавность и очень тонко увязы­ваются с античными орнаментальными мотивами. Надо сказать, что переход­ные формы, несущие на себе печать слияния или борьбы двух стилей, иногда более интересны, чем образцы, чистые в стилевом отношении.

Как бы там ни было, бесспорным является тот факт, что классицизм, при­чем уже довольно развитый, решительно заявил о себе еще в годы правления Людовика XV (например, архитектура и интерьер дворца, выстроенного для мадам Дюбарри).

В числе покровителей нового направления в искусстве была и фаворитка короля — всесильная мадам Помпадур. В ее общество были вхожи видней­шие художники эпохи, пристально следившие за результатами раскопок в Риме. В честь этой знаменитой в свое время женщины еще при ее жизни некоторые из новых мебельных форм были окрещены «a la Pompadour».

Новый стиль — «a la grecque» (т. е. «в античном, греческом духе») — рас­пространяется с быстротою моды. Покорив архитектуру, он проникает в ин­терьер, мебель, предметы утвари, декоративные изделия, одежду, прически.

Мадам Дюбарри тоже окружила себя великолепными предметами а 1а grecque. Сохранились счета, в которых зафиксированы обстоятельства при­обретения и точное описание мебели, поставлявшейся для ее дворца. На фор­мирование нового мебельного стиля значительное влияние оказали и вкусы самого короля, Людовика XVI.

Важным фактором, содействовавшим победе более пуританского по духу классицизирующего стиля, было сильно ухудшившееся в конце царствова­ния Людовика XV экономическое положение страны. Несмотря на то, что и этот, оперировавший относительно скромными формально-выразительными средствами стиль продолжал быть стилем придворно-аристократического ис­кусства, в нем все же было уже и много буржуазных черт. Знаменательно, что именно буржуазия первой обратилась к античному наследству. Вытесне­ние пышности «королевских стилей» строгими античными формами было од­ним из признаков надвигающейся революции. Пройдет еще немного времени, и мощные удары буржуазной революции до основания сотрясут феодально­абсолютистскую систему. Для представителей демократической мысли XVIII века образцом государственного устройства служила Римская республика. Не удивительно поэтому, что классицизм стал выразителем революционных идей и настроений. (Правда, позднее этот же стиль с неменьшим успехом по­служил целям прославления могущественного тирана.)

Итак, в искусстве классицизма вновь ожили художественные традиции античного мира. Среди художников, чье творчество содействовало возрож-

485. Секретер работы Ж. А. Ризенера, 486. Стул. (Малый Трианон). 487. Бюро с цилиндри­ческой крышкой работы Д. Рентгена. (Версаль). 488. Глубокое кресло (бержер). Последняя четвертьХУШв. 489. Диван. 490. Комод работы Ж. В. Бенемана. (Берлин, Шлоссмузеум). 491. Подставка (жирандоль). 492. Резной позолоченный стул с шелковой обивкой. 493. Шезлонг работы Фурдинуа

дению интереса к античному искусству, был и итальянский архитектор и график Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778), автор знаменитой серии офортов «Римские древности» (1748). Виднейшим проводником классических форм во французском зодчестве этого периода был Жак Франсуа Блондель, с 1756 года возглавлявший парижскую Академию архитектуры.

Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утон­ченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному, шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной простоты и строгости в сторону холодной рассудочности. В классицистическом интерьере снова возрождается — хотя и не в очень выраженной форме — принцип архитектонического решения стен и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некоторые из которых несут на себе в качестве акцента резную розетку, рельефный медальон или виньетку. Интерьер 1770-х годов носит подчеркнуто женственный характер; в нем доми­нируют нежные цвета, слегка принужденная элегантность и легкий привкус слащавости в декоративном убранстве.

В поисках образцов для новых мебельных форм мастера зрелого класси­цизма обращаются к Древней Греции и Риму. В формах предметов теперь начинают господствовать ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор же сво­дится лишь к самому необходимому. Здесь архитектоническое начало не столь выявлено, как, например, в ренессансной мебели, но нет уже и той сли — тости деталей в единую массу, какая была характерна для изделий рококо. В классицистической мебели вновь подчеркивается конструктивный прин­цип, причем теперь этой цели служит и декор, линии которого послушно повторяют очертания поверхности предмета (485, 487).

Различие между старым и новым принципом построения легко обнаружи­вается уже при сравнении конструкции мебельных ножек. Для барочной мебели характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или царги кресла в гнутые ножки. Предмет производит такое впечатление, словно он вырублен из единого монолита. В данном случае решение носит пласти­ческий, а не архитектонический характер. В изделиях классицистической мебели ножки трактуются иначе: снова подчеркивается функция опорных конструкций как несущих элементов; они выпрямляются и уподобляются небольшим, суживающимся книзу круглым или квадратным в сечении колон­кам с капителью (небольшой куб в месте соединения с царгой), а часто и с каннелюрами. Подобно ножкам, в соответствии с принципом автономности, конструктивности решаются и другие составные части предметов.

Для украшения мебели вновь широко употребляется набор маркетри в со­четании с резьбой или с тонкочеканными бронзовыми накладками. К преж­ним типам мебели для сидения в*этот период не прибавляется новых. Мягкие

494. Полукруглый в плане комод. 495. Кресло, мотив складной (курульной) формы. 496. Кресло с плетеной спинкой, окрашенное в белый цвет. 497. Стул античной формы. 498. Кресло с овальной спинкой, украшенной мотивом розетки. 499. Диван антикизирую — щей (римской) формы. 500. Диван (settee). 1780 г. 501. Кресло; характерная форма ножек и опор локотников в виде львиных лап и грифонов. 502. Консоль. 503. Кресло с оваль­ной спинкой. 504. Жардиньерка, украшенная бараньими головами. 505. Сервант (sidebo­ard). Вторая пол. XVIII в. 506. Деталь спинки стула. 507. Мотив декоративного убранст­ва мебели братьев Адамов (по рисунку Перголези)

элементы стульев и кресел обиваются, как правило, тканями с цветочным орнаментом; спинки овальные или четырехугольные (486, 492). В мебели для сидения роль резного элемента все еще велика. Богатая обивка, позолота, строгие формы придают ей торжественный, холодный вид.

Наиболее характерными образцами переходного стиля (от позднего рококо к стилю Людовика XVI) являются произведения Ризенера, созданные им около 1770 года. Ризенер прославился более всего своими бюро с цилиндрической крышкой (487), исполненными в красном дереве и украшенными тончайшим набором маркетри. От гнутых ножек и царг своих прежних работ он перешел к ровным, строго члененным поверхностям, от бронзовой пластики — к деко­ративным фризам, выполненным в технике маркетри.

В новой мебели бронза оттесняется на опорные элементы и обрамления, карнизы профилируются по античному образцу. Иногда, особенно в дорогих изделиях, в центр филенки помещается четырехугольной или овальной формы накладная деталь из золоченой бронзы. В орнаменте преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужника, фестоны, цветочные или лавровые гир­лянды, розетки, лист аканта. Нередко употребляются и цветные лаки (бе­лый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом (485). Среди изящных комодов, вы­полненных в новом стиле, немало настоящих шедевров мебельного искусства. Иногда комоды надстраивали полками (commode-etagere). Прямая линия до­минирует и в формах небольшого женского письменного стола (bonheur du jour). Изящнее всего отделывались столы, особенно круглые, как правило, рабочие столики на трех ножках, связанных полочного типа проножками. Очень характерной мебельной формой было и уже упоминавшееся бюро с цилиндрической крышкой.

Столики-консоли, ширмы, часы, различные подставки (491) украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Деревянные части предметов мебели для сидения и лежания обрабатывались резьбой низкого рельефа, позолотой или белым лаком (486, 488, 489, 492, 493). Обивочные материалы — гобелен, шелковые ткани с цветочным орнаментом и др.

Наиболее часто используется красное дерево, идущее главным образом на фанеровку предметов. Филенки красного дерева инкрустируются наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розо­вое и др.). Обрамления часто выполняются породами более темных оттенков (туя, палисандр, черное дерево). Многие изделия Ризенера украшены наряд­ными маркетри, набранными кусочками светлых и темных пород дерева. Отделка цветным лаком в сочетании с золоченой бронзой встречается и в мебели стиля Людовика XVI. Стулья нередко сплошь золотятся. Очень пи­кантное впечатление производят предметы, окрашенные белым лаком и кое — где тронутые позолотой.

508. Шкаф работы Г. Хэплуайта 509. Кресло с резной ажурной спинкой в форме щита. 1788 г. 510. Кровать с балдахином. 511. Столик с опускающимися полами и раздвижными точеными ножками. 512. Туалетный стол с зеркалами и ящичками. 513. Стол с изогнутой царгой. 1788 г. 514. Кресло. 515. Крылатое кресло (grandfather chair). 516. Мотив фасон­ной пайки застекленного книжного шкафа (door lattice). 517. Урна для ножей; махагони, интарсия. 518. Характерная форма спинки стула или кресла. 519. Диван (settee). 520. Книжный шкаф

Позднее в декор мебели, особенно женской, вводят расписные фарфоровые (бисквитные) накладки, изготовленные на Севрской мануфактуре, либо по­ставляемые заводом Веджвуда (Англия) керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне. На дорогих комодах и кабинетах снова появля­ются маркетри типа булевских.

Искусство мебели этой поры представлено целым рядом знаменитостей. Одновременно с Ризенером работают Лелё, Вейсвейлер, Дюбуа, Швердфе — жер, а также представители известной династии мебельщиков Жакоб. Это преимущественно крупные предприниматели, ставившие клеймо на своих изделиях (что впоследствии очень помогло при установлении авторства тех или иных произведений). Виднейшим бронзовщиком был П. Гутьер.

Классицизирующее направление, эволюционировавшее от стиля Людовика XVI к стилю Директории и затем к ампиру, почти на полстолетия предопре­делило характер развития французского декоративно-прикладного искусства.

В Англии законодателем классического вкуса был архитектор Роберт Адам, много и успешно работавший в области интерьера. Сборник с его проектами мебели и архитектурно-декоративного оформления внутреннего простран­ства помещений, изданный в 1776 году, сыграл значительную роль в деле популяризации «античного гротескного стиля» и вытеснения из английской мебели форм рококо, столь прочно ассоциирующихся с деятельностью Чип­пендейла. В основу проектов Адама легли оригинально интерпретированные классические формы; много внимания в них уделено и античному орнаменту (декоративные мотивы римской архитектуры, арабески Помпеи).

От стиля Людовика XVI английский классицизм отличает разве что боль­шая строгость в следовании античным образцам. Свойственная классицисти­ческим формам прямолинейность в проектах Адама носит более выражен­ный характер, чем у итальянских и французских архитекторов, под влия­нием которых он находился. С творчеством Адама связано обогащение англий­ских мебельных форм рядом новых элементов, переход на светлые породы дерева, в декоре — оперирование инкрустацией, росписью, лепными узо­рами. Особенно богато и разнообразно оформляются стены и потолки поме­щений.

Мебелью Адама обставлялись дворцы английской аристократии и особняки разбогатевшей торгово-промышленной буржуазии. Четкость контуров, эко­номная профилировка деталей, прямые, сужающиеся книзу ножки, выдер­жанная в низком рельефе резьба — таковы характерные особенности мебели, производившейся в мастерской Адама.

В декоре наиболее популярными мотивами были гротески, фестоны, цве­точные гирлянды, овальные розетки, фавны, купидоны, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты. Характерно английскими можно считать мотив пальмовой ветви и карниз, обработанный каннелюрами.

Среди изделий мебели, изготовленных по проектам Адама, выделяются по­золоченные или раскрашенные консоли, комоды, кабинеты, застекленные

521. Секретер атласного дерева, украшенный росписью. 522. Туалетный стол. 523. Угло­вой умывальник работы Ширера. 1788 г. 524. Ломберный стол. 525. Кресло работы Шера­тона. 526. Женский письменный столик со шторной затворкой. 1788 г. 527. Зеркало для туалетного столика. 528. Кресло. 529. Сервант работы Ширера. 1788 г. 530. Кровать, убранная драпировками. 531. Характерное решение карниза. 532. Кушетка работы Шератона

шкафы. Для столовых была разработана интересная мебельная форма: строго симметричный, скомпонованный из трех частей сервант, представляющий собой комбинацию буфета и сервировочного стола (505). Большим разнооб­разием отличаются формы мебели для сидения: здесь и очень легкие стулья и кресла с ажурными, обитыми или плетеными спинками овальной, круглой и прямоугольной формы (496, 498, 503); кресла и канапе, формы которых восходят непосредственно к античным образцам (495, 497, 499). В декоратив­ном убранстве легких, стройных круглых или четырехугольных столов тоже доминирует античный орнамент.

Особую группу в мебельной продукции Адама составляют предметы, укра­шенные росписями (494). Проводниками этой живописной линии в декори — ровке английской мебели были итальянцы: Перголези (был приглашен Ада­мом во время пребывания последнего в Италии), Чиприани, Дзукки и Анже­лика Кауфман, которая в 1765 году поселилась в Англии и выполняла живо­писные работы для мебели и интерьеров Адама.

Проектами мебели Адама на позднем этапе своей деятельности пользовался и Чиппендейл. Совместно с братом Роберт Адам основал фирму «Адельфи» (в переводе с греческого означает «братья»), принимавшую заказы на проек­тирование и исполнение всех компонентов жилого интерьера. В стиле Адама и. по его проектам работали многие крупные английские мебельные мастера. Помимо братьев Адамов на формирование английской художественной ме­бели в рассматриваемый период большое влияние оказали еще два мастера: Георг Хэплуайт (расцвет деятельности приходится на 1775—1786 годы) и Томас Шератон (1790—1804 годы).

В развитии английской классицистической мебели можно условно выделить три стилевых этапа: стиль Хэплуайта, следующий сразу же за стилем Чип­пендейла (середина 1770-х годов), соответствует французскому стилю Людо­вика XVI; стиль Шератона (после 1790 года) представляет строгий класси­цизм; творчество братьев Адамов обычно связывают с ранней стадией англий­ского ампира.

О мебели Хэплуайта, о характере форм, которыми он оперировал, мы мо­жем судить главным образом по его проектам, изданным в 1788 году в виде альбома под названием «The cabinetmakers and upholsterer’s guide». Изделия этого крупного английского мебельного мастера XVIII века отличаются про­стотой форм, элегантностью, легкостью; отдельные детали, очерченные плавно изогнутыми линиями, все еще обнаруживают связь с мебелью предыдущего этапа, со стилем Чиппендейла.

Легкий изгиб сохраняют, в частности, квадратные или круглые в сечении, суживающиеся книзу ножки предметов мебели для сидения; спинки, напо­минающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими (509,

533. Диван, украшенный резьбой. 534. Туалетный стол с поднимающейся крышкой. Тран — сильвания, конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 535. Шкаф. Ок. 1790 г. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 536. Низкий шкаф. Конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 537. Кресло с плетеным сиденьем и готизирую — щим декором спинки и локотников. Конец XVIII в. 538. Банкетка, окрашенная в белый цвет; элементы декора окрашены в серый цвет. 539, 540. Предметы из гарнитура мебели для сиденья_; резные ажурные спинки украшены мотивом лиры. Конец XVIII в. (Буда­пешт, Музей прикладного искусства). 541. Кровать. 542. Характерная форма ножки. 543. Комод рубленый

45. Мебель австро-венгерского классицизма (т. н. стиля цопф, или Иосифа II)

519). Излюбленные мотивы оформления ажурных спинок: три переплетаю­щиеся друг с другом стрельчатые арки; расходящиеся веером пальмовые листья; вертикальная планка, решенная в виде плюмажа. Здесь, как и в случае других стилевых направлений, главные особенности стиля ярче всего проявляются именно в формах мебели для сидения. Разрабатываются новые варианты крылатого кресла (515), а известные уже диваны, зародившиеся из комбинации нескольких кресел, обиваются простыми полосатыми тканями (519). Кровати имеют балдахины, держащиеся на тонких стойках (510).

Предметы корпусной мебели просты по построению, но формы их, в зави­симости от назначения, варьируются в широких пределах (508, 520). Среди них есть двух- и трехъярусные платяные, книжные и иного назначения шкафы, у которых нижние ярусы имеют три и более ящиков либо две дверцы посере­дине и ящики по сторонам (520). Для фасонных паек стекол книжных шка­фов английские мастера подбирают тонкие по рисунку геометрические орна­менты (516, 520). Фронтоны шкафов уплощаются и завершаются вазами яйце­видной формы. Отдельные предметы корпусной мебели — например, ко­моды — подчас почти полностью лишены декора, красоту им придают лишь несколько изящно изогнутых поверхностей и линий. Важными предметами обстановки были еще складные столы с опускающимися полами и раздвиж­ными ножками (511), оригинальные по конструкции письменные и туалет­ные столики (512), четырехугольные столы, края столешниц и царги которых имели легкий изгиб (513).

Мебель большей частью исполнялась из красного дерева и других светлых пород, для отделочных работ (маркетри) широко использовалось атласное дерево. Дверцы шкафов часто украшаются инкрустированным орнаментом в виде расходящихся веером полос, вписанных в овальное поле филенки. Такие качества английской бытовой мебели, как практичность, удобство, в творчестве Хэплуайта получили дальнейшее развитие.

Томас Шератон — четвертая крупная фигура в английском мебельном искусстве конца XVIII века. Видный представитель классицизма, он был скорее теоретиком-проектировщиком, нежели практиком. К сожалению, до­стоверных сведений о его деятельности мы почти не имеем. Славу Шератону принесли главным образом альбомы с рисунками образцовых предметов ме­бели, но выполнял ли он мебель собственноручно, — неизвестно. Шератону принадлежит заслуга в создании ряда новых, практичных типов мебели, свободных от груза исторических наслоений и самоцельных, нефункциональ­ных форм. Это образцы почти идеальных, полностью отвечающих своему на­значению «бытовых вещей». Простота их подчас поражает; в свое время, в конце XVIII века, они, должно быть, считались ошеломляюще «модерными».

Для мебели Шератона характерно почти полное изгнание кривых линий, выявление конструктивной формы, умеренное членение поверхностей. Из не­скольких альбомов с проектами мебели, изданных Шератоном, наиболее фун­даментальным был первый — выпущенный в 1791 году сборник под назва­нием «The cabinetmakers and upholsterers drawing book». От мебельных форм Хэплуайта произведения Шератона отличаются главным образом доведен­ной до предела утонченностью деталей. В этом убеждают, например, его секретеры (521), легкие оснащенные шторной затворкой женские письмен­ные столы (526), туалетные столики (527), рабочие и карточные столы (524), угловые шкафчики (523), этажерки. Многие складывающиеся в этот период мебельные формы лягут в основу буржуазного мебельного искусства XIX века. Такое качество шератоновской мебели, как целесообразность, не утра­тило своей актуальности и по сей день.

В мебели Шератона доминирует прямая линия. Спинки стульев и кресел разнообразны по форме, изящны в пропорциях и рисунке (525, 528), диваны большей частью имеют мягкие спинки и сиденья, изголовья кушеток реша­ются в виде глубокого кресла (532). Кровати снабжаются легкими, шатро­образной формы балдахинами (530). Неисчерпаемая фантазия мастера осо­бенно ярко проявилась в бесконечном разнообразии форм стола. В мебели этого периода Шератон обходится небольшим набором накладных украше­ний; в основном это красивой формы латунные ручки дверок и ящиков, щитки замочных скважин. Много интересных решений Шератон предложил и для менее практичных мебельных форм, а также для комбинированной мебели, главным потребителем которых была разбогатевшая на колониальной тор­говле буржуазия.

Красное дерево по-прежнему остается ведущим материалом; однако все шире используются и другие светлые породы, например, атласное дерево. Не случайно этот период в английском мебельном искусстве называют и «the age of satinwood», т. е. «периодом атласного дерева».

В 1802—1803 годах, незадолго до своей смерти (1804), Шератон издал еще один альбом с проектами мебели, снабженный довольно длинным названием: «The cabinet dictionary containing an exploration of all the terms used in the chair and upholstery branches, etc.»

Многое из достигнутого крупными мастерами-классицистами Адамом, Хэпл- уайтом и Шератоном прочно вошло в арсенал форм английской буржуаз­ной мебели. Однако уже в поздних работах Шератона и на страницах изда­вавшихся в первом десятилетии XIX века журналов, посвященных мебели, появляются первые признаки назревающей перемены вкусов: прямая ножка снова начинает вытесняться гнутой. На смену классицизму зарождается но­вой стиль — бидермейер, главные этапы развития которого в Англии при­ходятся на период регентства (1810—1820) и годы правления короля Георга IV (1820—1830). Французский ампир в Англии не привился, за исключением разве что интерьеров отдельных дворцов и вилл английской знати.

XVIII век был великим столетием и в истории английской художествен­ной мебели. Хотя английский двор ни страстью к роскоши и великолепию, ни влиянием на искусство не мог сравниться с французским, этапы развития английской мебели XVIII века при желании тоже можно подразделить в соответствии с принципом периодизации «по королям» (королева Анна, 1702— 1714; Георг I, 1714—1727: барокко; Георг II, 1727—1760: рококо; Георг III, 1760—1820: классицизм). Однако сменяющие друг друга стили английской мебели «великого столетия» удобнее и оправданнее увязывать с именами ее истинных творцов: Чиппендейла, Адама, Хэплуайта, Шератона.

В Германии стиль рококо пустил столь глубокие корни, что в отдельных областях он продолжал цвести еще в XIX веке. В самой Франции рококо относительно долго — до начала XIX века — продержалось лишь в ряде провинций, в частности — в Нормандии. Во Франции классицизм (стиль Людовика XVI), раз возникнув, очень быстро становится господствующим стилем, тогда как в немецком прикладном искусстве новые, более строгие и холодные формы прививались лишь с большим трудом. Сложившейся, в конце концов, в Германии разновидности классицизма присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма. Немецкая класси­цистическая мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее фор­мах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы.

В начале 1770-х годов новые веяния в прикладном искусстве из Франции и Англии проникают и в Германию. В дворцовых интерьерах, в мебели начи­нают господствовать прямые линии и спокойная, выдержанная в светлых тонах орнаментика. Осваивая классицистические формы, немецкие столяры оперировали привычными для них материалами и техническими приемами. Французское влияние сильнее всего отразилось на формах дорогой мебели. Примером тому могут служить фанерованные светлым махагони, украшен­ные тонким набором маркетри и бронзовой пластикой шкафы и столы мебель­щика Давида Рентгена (1743—1807). В ранних работах Рентгена, созданных около 1770 года, все еще сильны следы рококо. Но уже в середине 70-х годов он поставляет мебель, исполненную в классицистических формах. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой и письмен­ные столы. Рентген работал в Нейвиде, в мастерской, унаследованной им в 1772 году от отца, Абрахама Рентгена. В этой мастерской, а точнее —мастер­ских было занято более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Давид Рентген поставлял мебель многим европейским дворам. Он содержал мебельные магазины в Париже и Берлине. Изяществом форм и тонкостью набора маркетри изделия Рентгена иногда превосходили работы Ризенера и других крупных парижских мебельщиков.

Создавая предметы обстановки, близкие к французским образцам, —секре­теры с застекленной верхней частью, комоды, столы, кресла и т. д., — немец­кие жастера способствовали распространению стиля Людовика XVI по всей Германии, до Берлина и Вены, которые стали ведущими центрами немецкого классицистического мебельного искусства XVIII века.

Около 1800 года по следам растущего влияния английских образцов начи­нает производиться мебель более простых, пуританских форм; предметы боль­шей частью рубятся (т. е. не фанеруются), материал — красное дерево, груша, ясень, тополь. Эта качественно выполненная, но скромная мебель вместе с бумажными обоями и другими аксессуарами пуританского быта проникает не только в буржуазные жилища, но и в покои роскошных дворцов.

Немецкий и австрийский классицизм получил очень меткое наименование: стиль цопф, в котором хорошо отражено то главное, что отличает его от классицизма французского. В Австрии и Венгрии стиль цопф, пришедший на смену венскому буржуазному рококо Марии Терезии, расцвел в годы правления Иосифа II (1780—1790) (в Вене цопф именуют и «стилем Иосифа II» — «Josephinischer Stil»). Образцом для венского цопфа служил, очевидно, отфильтровавшийся в Германии английский классицизм. Росту влияния ан­глийской мебели в это время способствовали и многочисленные руководства для краснодеревцев, распространившиеся по всей Европе.

Венская мебель не утратила своего былого значения и в период стиля цопф; более того, ее влияние и популярность возросли. В частности, она оказала довольно сильное влияние на венгерскую мебель, особенно в начале XIX века. Венские столярные изделия исполняются с исключительной тщатель­ностью; в их отделке, декоре есть идущая от французских образцов красота и элегантность., Предеметы часто украшаются тонкочеканной бронзой, но в основном в виде деталей лицевой фурнитуры (ручки и пр.). Мебель преиму­щественно рубленая, поверхности членятся рамками низкого рельефа. Од­нако не выходит из употребления и традиционная фанерованная мебель, инкрустированная шашечным орнаментом.

Характерными образцами бытовой мебели этого времени были крупные двухстворчатые шкафы с неизжитыми следами барокко (535) и жесткие по силуэтам комоды с рамочным оформлением ящиков (536, 543). В отдельных случаях рубленые (не фанерованные) дверцы шкафов и передние стенки ящи­ков комодов из чисто декоративных соображений обрабатывались резными рамками. Кровати исполнялись без балдахинов, с пуританской простотой форм и резного декора (541). Простотой конструкции и убранства отлича­лись и предметы мебели для сидения; спинки исполнялись как мягкими, так и ажурными (537, 539, 540); прямые, сужающиеся книзу ножки были либо гладкими (537), либо обрабатывались каннелюрами (538, 543) и резьбой низ­кого рельефа (538, 542). Небольшие письменные и туалетные столы очень скромно украшались инкрустацией (534).

В интерьере стиля цопф простота и строгость форм компенсировались изя­ществом линий и цветовых сочетаний. Рисунок и цвет обоев, занавесей и оби­вки мебели тщательно гармонировались.

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий