КИТАЙ

КИТАЙ

В Европе изделия китайского искусства вошли в моду в XVIII веке. Как в богатых домах, так и в жилищах бедняков имелись самые разнообразные китайские изделия прикладного искусства, которые были популярны благо­даря своим экзотическим формам. До того как в Европе начали изготавли­вать фарфор (Д. Бёттгер, 1707), богатые люди коллекционировали загадоч­ный и дорогостоящий китайский фарфор. Наиболее сильное влияние «китай­ский стиль» оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, и в частности на один из периодов деятельности известного английского ме­бельщика Томаса Чиппендейла. В истории английской мебели это была недолго длившаяся, капризная мода. Характерным для этой моды было повсеместное увлечение китайской решеткой, декративными планками, т. н. «китайщиной».

КИТАЙЭто был не первый и не единственный случай китайского влияния. На­много раньше, в XVII веке, в Голландии и Англии была в моде китайская лаковая мебель, и такой известный мастер, как Мартен, в период рококо изготавливал для двора лаковую мебель в китайском стиле, используя китай­скую технологию. Мотивы «китайщины» преобладали во французской орна­ментике рококо. Предметы китайского искусства, которые пользовались спро­сом благодаря своей экзотике, ценились чрезмерно высоко. Были среди них, конечно, и настоящие ценности, как, например, многие лаковые предметы, тонкий фарфор, нежная орнаментика; однако нельзя не отметить существен­ные недостатки: шаблонность и размельченность линий.

КИТАЙКитай был феодальной страной с устойчивыми традициями и чрезвычайно скованным художественным восприятием. При неизменных правах и обы­чаях в течение 2000 лет, вплоть до политического освобождения, Китай не испытал никакого глубокого развития.

КИТАЙУниверсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи ве­щей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил

для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, раз­личных плетеных изделий, мебели (102) и для множества других целей.

Обстановка жилища несколько однообразна, ее формы определены тыся­челетними традициями, которые оказывали влияние и на технику изготовле­ния. Формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Китаец, в проти­воположность другим азиатам, любит есть сидя на стуле, отдыхать на широ­кой скамье, и спать не на полу, как японцы, а в кровати. Самая необходимая мебель китайцев отвечала этим требованиям, остальная играла всторостепен— ную роль. Число видов мебели, бывших в обиходе, невелико, но их исполне­ние было очень тщательным, несмотря на то, что инструмент ремесленников длительное время оставался примитивным. Образцовой была работа китай­ских плотников, строивших изящные деревянные дома. Китайское мебель­ное искусство получило развитие в XVI—XVII веках, в период Мин. Однако с такими масштабами развития мебельного мастерства, как в Центральной Европе, мы здесь не встретимся.

Наряду с замечательным искусством бронзового литья и изготовления фар­фора славилась китайская лаковая мебель, которая в течение многих веков привлекала внимание европейских коллекционеров. Китайское искусство обязано своей славой непревзойденной лаковой технике, которую китайцы освоили уже 2500 лет тому назад. Китай — родина лаковой техники. Европей­ская лаковая мебель, с которой мы встретимся при обсуждении более позд­них стилей мебели, делалась по китайскому образцу.

Китайская лаковая мебель имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, имелись изделия с красным и коричневым фоном. Наивысшего рас­цвета лаковая техника достигла во времена Мин и Канги (XVI—XVIII века); затем наметился постепенный упадок в развитии стиля. Самое большое коли­чество лаковых кабинетов из Китая было привезено в Голландию и Англию в 1700-х годах.

Существует различная технология изготовления лаковой мебели. Техно­логия эта довольно сложная: на изделие наносится много слоев лака, кото­рые затем полируются. Украшения вырезались на доминирующем черном фоне, красились золотой краской, гравировались или накладывались тонким слоем, пластически. Славилась мебель и другие предметы, которые украша­лись тонкой резной орнаментикой по толстому слою лака (резьба по лаку).

Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной дре­весины, применялась слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

Основным предметом мебели в домах состоятельных китайцев была кушетка (т. н. кан), что-то среднее между кроватью, диваном и сценой. Это изделие мебели с трех сторон было окружено спинками, плоскость для лежания спле­тена из лыка или других волокон с изящным рисунком. Имелись полностью закрытые, монтирующиеся, подобно шкафу, кровати, боковые поверхности которых украшались ажурным орнаментом. Интересную форму имела парад­ная кровать (92). В жилищах была и более упрощенная мебель для сидения, а также специально для курильщиков опиума простые ложа наподобие кро­вати, на две персоны, не отличавшиеся удобством.

Обстановка дополнялась стульями, столами и всевозможными подставками для декоративных ваз различной формы. Мебель чаще всего изготавливалась из твердой древесины, например, из черного, розового дерева и тика. Кроме того, имелась легкая мебель малых размеров с изящной отделкой лаком (93, 95, 96, 98).

Мебель для сидения имела простые прямолинейные формы: табурет (97), стул со спинкой (94), кресло с легкими изогнутыми подлокотниками и спин­кой (101) и складной стул (100). Жесткая прямолинейная, четырехугольная конструкция при изготовлении бамбуковой мебели для сидения оправдана, ведь бамбук не гнется, изогнутые формы к тому же противоречили бы стилю (102).

Столы похожи на мебель для сидения. Китайцы вместо ничем не выделя­ющихся и непривлекательных столов древних народов использовали укра­шенные столы с ажурной царгой (99); столешница была обрамлена профили­рованной рамкой и не выступала над царгой. Отделка напоминала работы, выпиленные лобзиком. Китайцы имели в своих домах различные подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, дверок и ниш для размещения все­возможных изящных безделушек и декоративных предметов. В противопо­ложность парадной мебели, шкафы являлись простыми предметами обихода.

Богатую обстановку жилища завершают изысканно декорированные лако­вые столики с тонкой резьбой, на которые ставили украшения и вазы, эти столики напоминали табурет, но были круглыми, более высокими, с четырьмя изогнутыми ножками, между ножками и царгой проходит украшенная меан­дром, решетчатая поперечина в виде ломаной линии (ее можно встретить и на многих других видах мебели). Приблизительно с 1700 года появляются и S-об­разные гнутые ножки. Предполагается, что они послужили основой для ножки «кабриоль» раннего европейского барокко (92, 96, 101).

Типично китайским национальным видом мебели являются лакированные табуреты (91) оригинальной конструкции, вставляемые друг в друга или устанавливаемые друг на друга и используемые отдельно как столики для цветов, сервировки, чайные столики. Лаковую технику применяли при изго­товлении зонтиков и различных ширм с богатым рисунком, красота которых усиливалась благодаря красочно расшитым шелковым тканям. Бумажные обои для оклейки стен впервые появились в Китае и были завезены в Европу в период рококо.

В рамках однородной китайской культуры мебельные формы тоже пред­ставляют собой единое целое. Дальнейшее развитие было сковано традици­ями, формы стали несколько искусственными, отделка — формальной и часто без органической связи с формой. Однако это своеобразное, игривое и легкое «восточное рококо» веками оказывало магическое воздействие на европейское искусство.

91. Набор табуретов (низких столиков) из 7 предметов; черный лак с позолотой. 92. Парад­ная кровать. 93, 95, 96, 98. Парадная мебель (по изображениям на картинах). 94. Стул с решетчатой спинкой характерного китайского рисунка. 97. Табурет с ажурными укра­шениями из реек. 99. Столик. Лак, резьба. 100. Складной стул из ели с кожаным сиденьем. 101. Кресло с изогнутыми ножками и дугообразной линией спинки и сиденья. 102. Бамбу­ковое кресло

Советуем также ознакомиться

All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий