ИСЛАМ

ИСЛАМ

В VII веке разрозненные арабские племена были объединены магометанской верой в могущественную нацию, которая расширила свои завоевания до Пи­ренейского полуострова. В процессе завоеваний ислам впитал культуру за­воеванных народов, из смеси византийских, египетских, персидских и рим­ских элементов создал новое искусство и широко распространил его. Из этих многочисленных элементов возник своеобразный стиль, который христиане называли стилем сарацинов. Магометанская вера запрещала изображение живых существ; взамен искусство ислама создало полную безудержной фан­тазии орнаментику поверхности. Мавританский стиль — чисто декоративное искусство, он достиг своего наивысшего расцвета в XIII и XIV веках в двух конечных пунктах громадной империи — в Индии и Испании. Мавританские короли постройкой дворцов Альгамбры в Гранаде и Альказара в Севилье создали самые выдающиеся памятники искусства ислама.

Основными элементами архитектуры являются подковообразная (маври­танская) и луковицеобразная (оживальная) арки и своеобразные сталакти­товые формы сводов. Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов; арабесками почти бесконечного разнообразия и сложной структуры. Такая стереотипная орна­ментика возникла на базе арабского шрифта, изобилующего завитушками. Первоначально она применялась на лепных работах, украшавших стены, или на фаянсовых плитках ярких расцветок.

За счет этого стены приобретали вид роскошных персидских ковров, кото­рые также часто использовались для украшения арабских домов.

ИСЛАМРоскошные дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры произ­водили сильное впечатление. Богатство Востока, с которым европейцы зна­комились во время крестовых походов, оказывало революционизирующее влияние.

ИСЛАММолодые люди из знатных семейств принимали участие в крестовых похо­дах скорее с познавательной целью и возвращались домой с новыми идеями

ИСЛАМи предметами искусства. Они были потрясены, однако не устаревшей визан­тийской, а живой арабо-мавританской культурой.

Мавританский стиль оказывал влияние еще на протяжении многих столе­тий (в качестве примера неомавританского стиля можно привести экстерьер и интерьер здания кинотеатра «Урания» в Будапеште). В XIX веке, в период господства эклектизма, в модном неомавританском стиле оформлялись кури­тельные и кофейные комнаты в особняках европейских буржуа.

Интерьеры пышных арабо-мавританских зданий благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра, что позволяет делать — несколько смелые — выводы о кочевом прош­лом их строителей.

В жизни мусульман мебель играла незначительную роль. Они не нужда­лись в мебели для сидения: по восточному обычаю, мусульмане сидели на коврах или подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов они пользовались стенными нишами с дверцами; дверцы в большинстве случаев имели решетку из типично арабских точеных деревянных полочек. Столы были низкими и маленькими, богато украшенными резьбой, круглой, четы­рех-, шести — и восьмиугольной формы; столешницы выполнялись из древе­сины с интарсией или из чеканной меди (медного блюда). Кроме того в обста­новку жилищ входили сундуки, ширмы и этажерки.

В мебели заметно архитектурное влияние. Часто встречаются колонны, ар­кады с подковообразными арками, сталактитовые формы сводов и — в каче­стве декоративной отделки — точеные элементы, сложные виды решеток (169, 170, 172, 173). Для интарсии часто использовался перламутр; эта техника широко распространилась в Италии и Испании; украшенная инкрустацией мебель (чертозианская мозаика в Венеции) стала предметом подражания. Для обивки мебели (спинок стульев или сундуков) использовалась также кордованская кожа с тиснением и часто (как на книжных переплетах) позо­лотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатывалось ажурными металлическими накладками.

Необузданная фантазия арабов превосходила даже абстракцию византий­цев. Стилизованный орнамент, арабески излучают силу, изящество, смелость и свидетельствует одновременно о математическом образе мыслей. Арабо­мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, не­знакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело ис­кусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, и без того не страдавшее бедностью фантазии, многочислен­ными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.

166. Шкаф для корана. Турция. 167. Арабско-египетский пюпитр для корана. 168. Кресло с широко разведенными подлокотниками. 169. Геометрическое мавританское украшение фриза. 170. Ажурная вставка в мавританском стиле. 171. Складной пюпитр для корана. 172, 173. Мавританские ажурные геометрические орнаменты. 174. Арабско-египетский пюпитр для корана, XIV в.

Советуем также ознакомиться

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий