ИНДИЯ

ИНДИЯ

Искусство народов Средиземноморья плодотворно влияло на развитие как западных, так и восточных форм мебели. Индусы, живя по соседству с древ­ними персами, переняли от них элементы греческих форм, а в средние века находились в основном под влиянием мусульманской по характеру персид­ской орнаментики. Несмотря на такое переплетение стилей, индийское при­кладное искусство было самостоятельным, хотя в течение веков выступало в различных стилевых формах. В отдельных видах индийского искусства можно наблюдать единство художественных приемов, что проявляется и в предметах домашней обстановки. Мы мало знаем о древнеиндийской мебели, образцы ее до нас почти не дошли, но с влиянием древнеиндийских резчиков мы встречаемся в более поздние эпохи в Португалии и Голландии.

ИНДИЯИндусы поселились на территории нынешней Индии около 2000 года до н. э. и создали там классовое общество, подобное египетскому. Они обладали высо­коразвитой культурой, законодательством и буквенным письмом. Древнее царство существовало приблизительно до 500 года до н. э., затем религиозное учение Будды коренным образом изменило мировоззрение индусов. От этой эпохи не сохранилось никаких памятников искусства. Мы знаем, что в Индии с древности было развито строительство из дерева и плотницкое ремесло. Даже более поздние каменные постройки дают четкое представление о пер­воначальном способе строительства из дерева.

ИНДИЯПредставление о том, как выглядел индийский городской жилой дом, дают нам изображения на рельефах. Чаще всего это были многоэтажные дома с бал­конами, боковыми флигелями и открытыми галереями. О внутреннем члене­нии дома, которое определялось кастовой системой, мы почти ничего не знаем.

Монументальность архитектурных сооружений дает нам право считать, что они отличались богатством орнаментики. Неукротимая фантазия созда­вала орнаменты из архитектурных элементов; наряду с этим существовал орнамент из сочетания изображений богов, людей, зверей и растений. Разу­меется, этим духом была проникнута и работа индийских мебельщиков.

ИНДИЯПрисущее индусам чувство уважения к традициям заставляло их строго придерживаться форм, доставшихся в наследство от предков. При стро­гой кастовой системе ремесло переходило от отца к сыну, право заниматься тем или иным искусством или ремеслом было привилегией нескольких семей.

Так как нам почти ничего не известно о том, как изготовлялась мебель и какие инструменты для этого использовались, некоторое представление об этом мы можем получить по мебельным формам, изображенным в каменной скульптуре.

Для мебели древнего периода характерны выраженные восточные формы, которые свидетельствуют о том, что жители Ближнего и Среднего Востока отказывались от привычки сидеть на земле лишь в редких случаях и что они, даже сидя на стуле, чаще всего скрещивали под собой ноги, как будто по — прежнему сидели на полу (76). Чаще всего сиденьем им служила подушка в форме сплющенного шара. В торжественных случаях использовали парад­ный трон, который имел сужающиеся книзу, выточенные ножки, верхние рейки спинки сильно выступали вперед, и их украшали устрашающими голо­вами драконов (84).

В эту эпоху для сидения часто применяли круглый стул без спинки или табурет с ажурным каркасом и подушкой, его покрывали часто красивым покрывалом. Дошедшие до нас изображения этой индийской мебели для сиде­ния отличаются тем, что сидящие на них люди представлены обычно в одной и той же позе: наполовину на корточках, чаще всего их поджатая левая нога располагалась на подушке. Встречаются в это время и типы удобной мебели для сидения в виде лавок, которые напоминают нашу современную мяг­кую софу.

Письменные документы свидетельствуют и о том, что ремесленники-индусы научились гнуть древесину, этот способ был вновь открыт в Европе только в начале XIX века.

Приблизительно в IV веке до н. э. язык художественных форм подвергся глубоким изменениям. Греческие элементы смешались с индийскими формо­образующими элементами, в результате чего возник своеобразный новый мир форм. В этот период претерпели изменения и формы мебели. Широко рас­пространена низкая примитивная кровать-каркас на четырех ножках с про­пущенными через них опорами. Плоскость для лежания была плетеной. Такие кровати изготавливали из дорогого материала и пышно украшали. Харак­терно индийское изделие — табурет с выточенными и покрытыми лаком нож­ками и плетеным сиденьем (88).

В Индии, богатой различными смолами, была высоко развита техника ла­кирования и применение ее для декоративных целей. Одним из методов было лакирование цветными быстро сохнущими лаками, в основном выточенных элементов мебели. Другой метод — это многослойное нанесение лака с про­царапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито. Малога­баритные изделия мебели и ящики изготавливались из папье-маше и лакиро­вались довольно сложным способом. Для украшения мебели применялась интарсия из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мо­заика), а также резьба по слоновой кости (89). Пышная ажурная резьба в более позднем индийском мебельном искусстве — свидетельство особой страсти индусов к декору, украшениям, они использовали для орнаментики любую возможность. Затраты времени не имели значения, с неповторимым терпением восточного человека педантичным кропотливым трудом создают они изделия мебели.

33

О непритязательности индусов свидетельствует и примитивное переносное «изделие мебели» — опора для тела (87): сидящий на корточках факир опи-

3 Кес

рается руками и головой о подставку и спокойно спит. Однако в то же время индусы знали, что такое комфорт, о чем свидетельствует церемониальное кресло буддийского монаха (76), напоминающее по своей конструкции дре­внеиндийский трон.

Позднее, когда в Индии сказалось влияние Европы, появились новые за­просы, которые оживили тысячелетнее мастерство индусов. Появился новый, смешанный стиль. В XIX веке в Европе нашлось много любителей индий­ской мебели, которая приобреталась чаще всего из-за ее пышного экзотиче­ского декора. Прежде всего искали мебель, украшенную т. н. бомбейской мозаикой. Все это привело к оживлению индийского мебельного искусства. Новая индийская мебель хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной индийско-арабской орнаментике сохранила характерный индийский характер.

Индийский стиль мебели, несмотря на чуждые нам черты его, интересен и весьма декоративен. Наряду с тщательной проработкой деталей на нас прежде всего производит впечатление поразительное пристрастие азиатских народов к помпезности и сложной орнаментике, что не всегда органически связано с назначением того или иного изделия.

76. Церемониальное кресло. 77, 78, 80, 81, 83—86. Различные изделия мебели малых раз­меров (по мотивам рельефов на зданиях в Ориссе). 79. Типичное индийское резное решет­чатое окно из реек. 87. «Байрага» — подставкадля головы во время сна. 88. Табурет с то­чеными ножками и плетеным сиденьем. 89. Шкафчик, украшенный резьбой по слоновой кости, ок. XVII в. 90. Индийский табурет в виде постамента, с низкой спинкой

6. Индийская мебель

Советуем также ознакомиться

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий