ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬВ результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отра­зивший происшедшие перемены.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬВо Франции новое движение началось с Иль де Франс на севере и продол­жалось с 1200 по 1525 годы; оно породило стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического (или готики). Сначала это было насмешливым прозвищем данного стиля в эпоху Ренессанса, которым желали подчеркнуть его дикость и нецивилизован.- ность. Одновременно с Францией готика появилась в Бельгии и в Швейца­рии, в Германии этот стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV—XV веках. Следовательно, в Германии можно встретить лишь мебель поздней готики. В Италию готика проникла тоже довольно поздно и распространилась благодаря монастырям доминиканского ордена, начавшего в то время бурно развиваться.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬРасцвет городов в феодальном средневековье тесно связан с развитием тор­говли и ремесел. Господствующим слоем в городах были землевладельцы, знатное окружение сюзерена и богатые торговцы. Самую многочисленную прослойку населения образуют ремесленники и мелкие торговцы. Ремеслен­ники в период готики больше не были крестьянами или монахами, это уже квалифицированные специалисты, члены профессиональных коллективов — цехов. Средневековая цеховая община строго следит за качеством производи­мых товаров и за их количеством. Мастера-каменотесы, создатели устремляю­щихся ввысь соборов еще остаются безвестными, цеховые знаки их еще заме­няют мистические рисунки, но это уже не просто живые орудия труда, как во времена античных тиранов. Кафедральные соборы провозглашают не только величие церкви, неодновременно отражают стремление буржуазии к великому и прекрасному, желание показать, что ей доступны не только узкие, маленькие домишки.

Быстрее всего смена стиля отражается на архитектурных формах. По-преж­

нему единственной крупной задачей архитекторов остается постройка церк­вей, но как меняется по сравнению с минувшими столетиями их форма! Громоздкие, мрачные, похожие на крепости романские церкви уступают место динамичным, ярким, бесконечно разнообразным строениям готики. Стены перестают быть конструктивным элементом, а потому становятся более легкими; характерными элементами формы являются высокие башни, строй­ные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды. Стрельчатый свод устремлен ввысь наподобие копья, в его форме ощущается восточное влияние.

Готическая архитектура характеризуется пространственностью, открытой вовне, и совершенно новой каркасной системой постройки, новой конструк­цией сводов: сплошные своды заменила система реберных перекрытий и вы­несенных наружу мощных контрфорсов с аркбутанами (перекидными ар­ками). Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор кон­струкции готики преодолевают громоздкость камня, который сковывал и ан­тичные архитектурные формы, не только используя, но и исчерпывая все заложенные в нем возможности, доводя тяжеловесный камень до границ нематериальности.

Произведения средневекового изобразительного искусства проникнуты тем же духом, что и архитектура. Живопись и скульптура преследуют ту же цель — выразительность, экспрессивность. Картины больше не имеют ничего общего с византийской стилизованной возвышенной неподвижностью, в боль­шинстве случаев очень жизненно изображаются драматические сцены из библии, на них мы видим людей этой эпохи в современной одежде. Огром­ные красочные витражи в свете проникающих через них солнечных лучей кажутся почти нематериальными. «Готические розы» — эти симфонии света, поэмы в стекле и камне — как нельзя лучше отражают суть готического стиля. Готические алтари — изумительные шедевры, счастливо объединив­шие красочность живописи и раскрашенной скульптуры. Цвет получает в средневековье особую роль. Одежда, дома, статуи радуют глаз яркостью красок и позолотой.

К концу средневековья с появлением огнестрельного оружия крепости те­ряют свое значение, в их стенах расцветают феодальные замки, защищенные укрепленными башнями.

Средневековые города строились на небольшой площади, тесно застраива­лись и окружались стенами, что обеспечивало защиту от нападений извне. Улочки были узкими и кривыми, а дома — узкими и высокими. В нижнем этаже размещались магазины, мастерские, вверху — жилые помещения.

Жители средневековых городов были преданными членами городской общи­ны. Они непоколебимо стояли на страже интересов своего города, чему весьма способствовало и вынужденное тесное «сосуществование» людей, отгорожен­ных от внешнего мира городской стеной. В процессе длительной упорной борьбы города отвоевывали у сюзеренов различные привилегии, самоуправ­ление. Застройщиками церквей теперь являются не только церковь и мона­шеские ордена, но и города, сюзерены и богатые цеха ремесленников. Архи­текторы и строители — уже не служители церкви, а свободные ремесленники, мастера строительного дела.

В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Жилые дома богатых горожан не отстают в роскоши от домов знати, однако сохра­няют определенную сдержанность и простоту оформления и обстановки. Для раннеготического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, кото­рые позднее застилались коврами. Стены облицовываются деревом или укра­шаются стенной росписью ярких цветов, и настенными коврами. В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры особенно роскошны (фламандские и бургундские тканые ковры). В это время начинают уже осте­клять окна, сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом об­рамлении, из выпуклого стекла, занавесей же еще нет. Картины для украше­ния комнат используются редко, широко распространена настенная живо­пись, позднее появляется письмо масляными красками, главным образом портретная живопись, и гравюра по дереву. Потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию, или, как в Англии, это потолок с открытыми, прекрасно оформленными стропилами. Наряду с балочными потолками встре­чаются также потолки, облицованные досками, гладкие или часто расчленен­ные рейками и украшенные декоративной росписью. Во Франции и в Англии центром интерьера был богато оформленный камин; в Германии уже с сере­дины XV века в интерьере начинают играть большую роль кафельные печи. Предметы обстановки еще очень тяжелы и неуклюжи, обычно тяготеют к сте­нам. Что касается формообразования, то здесь доминирует копирование в дереве церковной архитектуры, что на предметах обстановки выглядело сов­сем непривлекательно, не говоря уже о том, что в корне противоречило ха­рактеру основного материала — дерева. И все-таки для готики это весьма характерно, так что на готических шкафах и кроватях можно встретить самые разные элементы архитектуры церквей и крепостных замков вплоть до амбразур. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана геометрически точная орнаментика, противореча­щая самой фактуре дерева.

Развитие общественной жизни способствует появлению новых привычек, а вместе с ними и новых предметов мебели. К концу средневековья поя­вляются прототипы всех основных современных предметов мебели.

Интересен процесс развития обстановки дворцов и квартир горожан. Почти каждое изделие мебели ранней готики имеет церковное происхождение. Кон­струкция и техника исполнения еще долго сохраняют следы романского стиля. Позднее на основе традиции высокого мастерства каменотесов была создана великолепная обстановка церквей (шкафы для ризниц, кресла для клироса и т. д.), которая повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ, этому способствовало и оживление старой конструкции с рамками и филен­ками, известной еще древним римлянам и не использовавшейся в течение многих столетий. В период разрушающегося рабовладельческого строя, в IV веке были забыты все высокоразвитые технические приемы, и прежде всего — рамочно-филеночная вязка. В века переселения народов вместе с исчезнове­нием техники ремесел исчезали даже и инструменты; позднее их приходи­лось изобретать вновь. Столярное ремесло своим прогрессом обязано разде­лению труда, но дальнейшему его развитию долгое время препятствовала тенденция к хранению профессиональных тайн.

Толчком к распространению рамочно-филеночной вязки явилось изобрете­ние в 1320-х годах лесопильни, которая была использована впервые только в 1322 году. С ее помощью можно было механически распиливать стволы

185. Сундук, богато украшенный ажурным орнаментом, рамочно-филеночная вязка, XV в.

186. Простая скамья, XV в. 187. Складной стул со спинкой. 188. Кресло с нижней частью в форме сундука, XV в. 189—192. Мебельные детали с ажурным орнаментом. 193. Буфет, высокая готика, ок. 1422—1453 г. 194. Кровать с пологом, полностью покрытая текстилем, XV в. 195. Кресло с нижней частью в форме сундука, филенки в форме складок, XV в.

деревьев на доски; теперь не надо было мастерить тяжеловесную мебель из толстых брусков. Благодаря более тонкими и легким доскам в хорошо скон­струированной столярной мебели были заметны предпосылки, созданные но­вой технологией для возникновения новых форм.

Для устранения однотонности чрезмерно тектоничных конструкций ис­пользуют различные формы орнаментации. Для этой цели кроме архитектур­ных форм служат членения и пластичные филенки. В основном различают четыре основных вида украшения филенок: 1) ажурный орнамент; 2) листвен­ный орнамент; 3) ленточное плетение; 4) т. н. parchemin plie — стилизован­ный резной орнамент, в виде свитка сырой кожи с закрученными краями или имитации фактуры ткани, собранной в складки, типичный для французской мебели XV века, который столяры выполняли с помощью калевки.

Лучшие мастера, изделия которых отличаются прекрасной обработкой, учитывающей особенности материала, были родом из Рейнской области и из Фландрии (Кёльн и Гент).

Помимо филенок каркас украшается многочисленными архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками и пр., благодаря чему он выглядит легче и декоративнее. Для украшения готической мебели помимо росписи и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты; вскоре к этому добавились и изображения фигур, сначала на фронтальных поверхностях мебели, а за­тем и по бокам.

Для изготовления готической мебели на Севере и западе Европы использо­вался преимущественно дуб, реже — орех, а на юге (Тироль) и на востоке, в Венгрии, — ель и сосна (лиственница, кедр европейский, можжевельник и т. д.). Тирольская, швейцарская и другая крестьянская мебель с росписью сохранила формы средневековой мебели до наших дней.

Известные нам зрелые формы готической мебели относятся к более позд­нему периоду (XIV век), уже после появления досок. В это время возникла потребность в том, чтобы мебель городских жилищ отделывалась не менее тщательно, чем церковная. Представление о готическом интерьере дает не только сохранившаяся мебель, но и живопись того времени. Начинается раз­витие художественного интерьера, и одновременно с этим возникают и сти­листические различия в мебели отдельных стран; возникло своеобразие типов орнамента, использования пород дерева. Готика во всех странах Европы отличается своеобразием, что нашло свое выражение прежде всего в технике орнаментовки.

Варианты готического стиля могут, быть разделены на две основные груп­пы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерланды, северо-западная Германия и Англия, при­чем особое значение имеет нидерландское искусство. На юге готический

196. Северонемецкий большой двухъярусный шкаф, Нюрнберг, XV в. 197. Позднеготи­ческий сундук-креденца. Фландрия, XV в. 198. Буфет «лесенкой» с небольшим «балдахи­ном» и богатой резьбой. 199. Простой дощатый стул. 200. Позднеготическое кресло, при­мер эволюции типа складных стульев. 201. Письменный стол. Швейцария, ок. 1500 г., Музей в Базеле. 202. Элементы южнонемецкого типа стола с наклонными ножками. 203. Фламандская мебель — стол и скамья с перекидной спинкой. 204. Вариант складного кресла. 205. Северонемецкое кресло с нижней частью в виде сундука, украшенное склад­чатыми филенками, XV в. 206. Южнонемецкий позднеготический сундук с плоской резьбой. Зальцбург.

стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии. Поскольку во многих странах Северной Европы (Германия, Фландрия, Скандинавия) отдельные черты готического стиля сохранились вплоть до появления барокко, а в более отдаленных районах — и еще позже, часто совсем не просто определить «возраст» мебели, ибо он далеко не всегда совпадает с «возрастом» архитектурных сооружений того же стиля.

В период готики возросло число находящихся в употреблении типов ме­бели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Основным ви­дом мебели как в домах знати, так и простых горожан по-прежнему остается сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Наряду с древними, выполненными плотницким инструментом примитивными фор­мами сундуков встречаются сундуки с рамками и филенками (185, 197, 207), а также с новой, архитектурной конструкцией (206, 227). Последние укра­шаются стрельчатыми сводами, имеют цоколь, приближаются к форме шкафа. Из сундуков позже развивается не один новый тип мебели. Дифференциро­вание запросов породило и новые типы мебели, как, например, шкафы для посуды: буфет, креденцу или дрессуар (вид поставца) XV века.

Буфет представлял собой разделенные дощатые полки, в некоторых слу­чаях обтянутые тканью, на которые ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную (198). Креденца первоначально была прекрас­ным видом церковной алтарной мебели, который позднее проник в мирскую жизнь как шкаф для напитков или для посуды. Постепенно он превратился в шкаф, установленный на длинных ножках. У англичан ранние шкафы для посуды были ниже и выглядели как сундук или ларь на ножках (207). В Англии и Нидерландах наиболее распространенным и излюбленным видом мебели были подобным образом оформленные шкафы для рождественских пирогов — установленный на высоких ножках сундук с дверками вместо крышек. Аналогичным видом мебели является дрессуар — разновидность французской открытой подставки для тарелок, также на высоких ножках.

Готический шкаф вскоре оставил позади свою форму, из которой возник, хотя сундуки еще долго были в употреблении и после появления шкафов. Нам известны самые разнообразные формы позднеготических шкафов, в осно­вном они служили для хранения посуды и целей репрезентации. Северо­европейская разновидность имеет большие дверки, которые занимают всю переднюю часть, их можно широко открывать. На юге Европы шкафы многоэтажные и имеют четыре, а то и более маленьких дверок. Наиболее своеобразным видом шкафа является, без сомнения, шкаф двухъярусной конструкции с четырьмя — восьмью дверками (196), который своим видом напоминает установленные друг на друга сундуки. (Это впечатление усили­вается за счет сохраняющихся иногда старинных тяжелых ручек из ко­ваного железа по бокам как верхней, так и нижней части). Характерным признаком этого шкафа помимо рамочной конструкции является членение высокого цоколя и карниза и широкий пояс, соединяющий оба яруса, в

207. Сундук-креденца, рамочно-филеночная вязка. 208. Позднеготическии тип дощатого сундука с плоской резьбой. 209. Кресло — пример эволюции складного стула. 210. Тре­угольное точеное кресло. 211. Церковный шкаф, ок. 1500 г. 212. Филенка с украшением в виде складок (linenfold). 213. Раннесредневековое точеное кресло. 214. Характерный английский орнамент из листьев. 215. Раннесредневековая форма кресла. 216. Сундук переходного стиля. 217. Позднеготическии дубовый сундук, ок. 1500 г. 218. Характерный элемент стиля Тюдор

котором часто размещаются выдвижные ящики. Эти тяжеловесные шкафы, неудобные в пользовании, было принято украшать многочисленными архи­тектурными элементами.

Готические столы приобрели более стабильные формы, развилось и боль­шее число их разновидностей. Самым характерным является стол с торцо­выми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опо­рах, с глубоким выдвижным ящиком (203). Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимаемой столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков, а иногда ниже еще и скрытое пустое пространство (201). Такими письменными столами пользо­вались торговцы и банкиры в своих конторах. Форма средневекового стола сохранилась до наших дней в венгерской крестьянской мебели (16, 18). Другой излюбленный тип стола имел четыре косых ножки, внизу — с под­ножкой, иногда с поперечными, соединенными клиньями (202). Уже были известны раздвижные столы различных конструкций, помимо этого были круглые и четырехугольные столы с простой или разветвленной цент­ральной опорой. На столешницах уже делается гладкая или составная обли­цовка шпоном, примитивная разновидность инкрустации, но не интарсия.

Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный каркас, а в южных странах Европы — дощатую конструкцию с архитектур­ным членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако все еще неохотно отделялась от стен. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Часть мебели для сидения начинают свободно распола­гать в помещении. Кресла (стулья) с сиденьем в форме сундука (ящика), как наиболее распространенный репрезентативный вид мебели, имели под кар­касом закрытые боковые стенки с рамочно-филеночной вязкой и высокую спинку. Спинка украшалась маленьким балдахином и резьбой, однако была довольно неудобной. Гладкое дощатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, их нельзя было отвести назад, а резная отвесная спинка никак не способствовала удобству сидения. Такие кресла (стулья) ставили около кроватей, они выполняли и роль домашнего клозета (195, 205).

Остальные виды мебели для сидения были намного совершеннее и лучше приспособлены к специальному использованию. Это были выполненные на базе старых складных стульев варианты в более скромном или более роскош­ном исполнении (187, 200, 204, 209, 221, 222). Такой вид стульев со спинкой также распространился на север из Италии, однако здесь это уже не склад­ные стулья, они только имитируют старинную форму. Использовались и дру­гие виды мебели для сидения, как, например, вращающийся стул (т. н. люте­ранский) или реже скромные стулья и кресла на четырех или трех ножках токарной работы, характерной для романской эпохи (210, 213), и много дру­гих форм. Несмотря на это, скамья была все еще важнее, чем стул. Скамьи

219. Итальянское бюро, богато украшенное интарсией. 220. Сундук с ажурным орнамен­том, Северная Италия. 221, 222. Итальянские позднеготические формы складных стульев с интарсией. 223. Складной стол с интарсией. 224. Стул со спинкой, богато украшенный интарсией. 225. Позднеготический трон, XVB. 226. Испанский шкаф, богато украшен­ный ажурным орнаментом, XV в. 227. Испанский сундук, богато украшенный резьбой, XVB.

имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку (203), и многие другие виды (186).

Для украшения готической мебели использовались мотивы архитектуры. Филенки чаще всего украшались складками (Faltwerk, 212). Кроме местных стилевых различий в украшении мебели значительные различия отмечались между орнаментикой мебели южных и северных районов. На севере Европы большую роль играет ажурный орнамент и складки. Использование твердых пород древесины способствует широкому применению резьбы по дереву, т. е. полному перенесению в мебельное искусство архитектурных форм. На юге же применяются прежде всего полутвердые породы древесины, хвойные, а потому распространен неглубокий резной орнамент (Flachschnitt) с много­численными растительными элементами, листвой, завитками, лентами, часто в натуралистическом изображении (206). Этой неглубокой резьбе придава­лась определенная окраска, главным образом в мебели альпийских стран. Чаще всего используются красный и зеленый цвета. Выполненная по этой технологии внутренняя обстановка известна под названием «тирольская плотницкая готика» (Tiroler Zimmergotik). Резьба в поздней готике XV века перенимает ажурный орнамент, мотивы т. н. рыбьих пузырей и ослиных спин встречаются преимущественно во Фландрии. В Англии культивируются в основном мотивы «пламенеющей» готики, которые в эпоху Тюдоров переходят и на мебельные филенки. Самое прекрасное исполнение этих мотивов встре­чается на французских сундуках 1500-х годов. В те времена было принято использовать в орнаментике гербы.

Элементами свободно трактованного растительного орнамента являются виноградные листья и гроздья, гирлянды, завитки, розетки, бугристый с прожилками лиственный орнамент, цветы, щиты и украшенные лентами кар­туши. Отличительным признаком органической орнаментики является лег­кая перенасыщенность композиций. Весьма характерны абстрактные гео­метрические элементы и натуралистический способ исполнения. Токарные работы почти не применяются, за исключением Италии. В части геометри­ческих орнаментов ощущается влияние ислама.

Во Франции, на родине готики, очень грациозные, элегантные готические формы мебели характеризуются утонченностью деталей. Характерные орна­менты мебели в ранний период состоят из строгих геометрических узоров, а в поздний — из ажурных, характера «пламенеющей» готики. Вместе с тем встречаются архитектурные элементы и растительный орнамент.

Французский сундук сродни фламандскому, он имеет рамочную конструк­цию и украшен плотным ажурным орнаментом (185). Мебель на севере Франции находилась под сильным влиянием фламандской и нидерландской мебели, в большинстве случаев тяжеловесного, но прекрасного стиля. Влия­ние приходило от многих приезжающих нидерландских резчиков по дереву. Так родилось богатое благородное украшение французской мебели позднего средневековья.

Распространенным видом мебели XV века является роскошный буфет (дрессуар), подобный ему вид мебели можно найти и в немецкой Рейнской области (193). Среди стульев и здесь есть отдельные варианты складного сту­ла, основная форма которого исходит из Италии (187). Отдельные элементы форм позднего периода уже свидетельствуют о растущем духе Ренессанса (переходный стиль: 1498—1515, Людовик XII).

Мебельное искусство Германии и Фландрии в средневековье было развито очень высоко и имело много общего с таковым соседней Франции. Как в ху­дожественном отношении, так и технически прекрасно выполненная мебель была простой, отличалась широтой замысла; материалом служили твердые породы дерева. Мебель имела рамочную конструкцию с тонкими филенками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элемен­ты, свободный ажурный орнамент и складки. Типичными мебельными из­делиями являются высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках (198). Столярная работа отличается точностью, резные работы выполняются очень тщательно и тонко.

В северной Германии, на Рейне изготавливали лучшую готическую мебель с угловым соединением в зуб; сохранились прежде всего предметы обстановки церквей. Большие, исполненные достоинства шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф для рождественских пирогов на ножках, с богатой резьбой, ажурным орнаментом и складками, позднее — с живым растительным орнаментом на филенках; шкафы в боль­шинстве случаев украшаются декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи (205).

Южнонемецкий стиль был распространен в Альпийских странах — в Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Штирии, Каринтии и Верхней Австрии. Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мяг­кой древесины, она имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой (206). Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профили­рованными планками. Самым примечательным мебельным изделием является большой двухкорпусный шкаф с четырьмя дверками (196). Другая мебель более разнообразная и веселая, чем северная; взять хотя бы только украше­ния, которые состоят из ажурного орнамента, чаще из растительных мотивов с завитками и лентами, из плоской резьбы, выполненной на цветном основа­нии и обогащенной фигурами животных и гербовыми щитами.

Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках: разно­образные формы столов (201, 202, 203), кровати с балдахинами и нишами, украшенные богатой резьбой сундуки (206), стулья (199, 200, 204), скамьи (203), встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие типы мебели. Встречаются и первые попытки фанеровки и примитив­ной инкрустации.

Южное направление готики захватило и верхнюю Венгрию, где изготавли­вали прекрасную мебель. До нас дошли прежде всего предметы церковной обстановки (из Бартфы, Лёче, ныне на территории Словакии): стулья для клироса, библиотеки, столы и т. д. Основными признаками являются строгая конструкция и плоская ажурная орнаментика, роспись и позолота.

В Англии различают три периода готики: ранней готики, 1189—1307, декора­тивной готики, 1307—1377, и поздней, или «вертикальной» готики, 1377—1590.

Ранняя английская готика представлена тяжеловесной резной мебелью из дуба с грубым членением и орнаментом из складок — мотив, который при­шел в Англию с фламандской мебелью и распространился там (212).

В членении изделий мебели позднее ощущается сильное влияние архитек­туры. Длительное время преобладала дощатая конструкция шкафов. Ин­тересны шкафы со сквозным ажурным орнаментом (211) и низкие, напомина­ющие столы и креденцы (207). Особое место занимает мебель поздней готики — периода правления Тюдоров. Сквозной ажурный орнамент и особый вид ароч­ных украшений еще относятся к готике (218), однако на углах, розетках и других мотивах уже заметно вторжение раннего ренессанса (214,216). В боль­шинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, как, например, характерный шкаф для посуды.

В Италии, где по-прежнему черезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежение к чуждому по духу искусству северных стран. У готического стиля в Италии переняли орнаментику, но все острые «готические» углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов; в Венеции и Лом­бардии деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с ро­зетками. Интересны и сундуки из центральной Италии (Тоскана и Сиена, ок. 1400 года), фигурная лепнина которых расписывалась и покрывалась позоло­той (стукко).

Характерно итальянской техникой украшения мебели была чертозианская мозаика. В Венеции и Милане делали мебель с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией, напоминавшей индийскую (бомбейскую).

В, качестве материала использовалась цветная древесина, слоновая кость, перламутр; было принято всю поверхность покрывать тонко выполненным узором из звезд и розеток (219, 222). Такая орнаментика использовалась для украшения стульев без спинок с х-образными ножками (221), скамеечек и стульев со спинкой (224). Среди мастеров было много монахов-картезианцев («чертозианцев»), отсюда и название техники. Она пришла в Северную Ита­лию и Испанию с Востока, очевидно, через Венецию, благодаря средиземно­морской торговле. В Венеции тоже применяли чуждый итальянцам сквозной ажурный орнамент (220). Позднее, в XV веке, в Венеции и в Вероне по южно­немецким образцам изготавливались сундуки и шкафы с готическим листвен­ным орнаментом и плоской резьбой. Кроме того, в Италии изготавливалась и очень красивая готическая мебель с росписью; родиной прекрасной готичес­кой мебели с росписью были Флоренция и Сиена, нередко эту мебель покрыва­ли позолотой.

Готический стиль оказал на итальянскую архитектуру и мебельное искус­ство довольно поверхностное влияние, что можно объяснить различиями усло­вий жизни и климата. Южнее Альп были совершенно иные предпосылки для развития культуры быта (лучший климат, больше свободного времени, более открытые города и т. д.). В Италии нет жилищ закрытого, интимного, более уютного типа, какие были созданы в северных странах.

В Испании мебельное искусство и архитектура придерживались фран­цузского направления. Сильное влияние на орнаментику оказал арабо­мавританский стиль: интересное смешение геометрических мотивов, мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента позд­ней, «пламенеющей» готики. Для испанской мебели характерна червычайно сложная, богатая плоскостная отделка поверхности (225, 226, 227).

К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не зна­ем другой испанской мебели средневековья. В средневековой Испании процве­тала резьба по дереву в восточном духе. Применялись и другие виды орна­ментики: сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

Украшения в готическом стиле не были строго симметричны. Членения же мебели удивительно пропорциональны, однако орнаменты было принято ме­нять и варьировать, не заботясь о симметрии. Как раз это-то и придавало ме­бели определенную свободу и легкость.

О технике изготовления мебели в средневековье уже говорилось. Суммируя, можно утверждать, что столярное ремесло, несомненно, было высоко разви­тым, способным решать трудные задачи в области художественного оформле­ния мебели. Вначале технические навыки были еще несовершенны, по с тече­нием времени члены столярных цехов достигли высокого мастерства в об­ласти применения рамочно-филеночной вязки, в разработке мелких деталей; они в совершенстве владели трудной техникой резьбы, росписи и позднее инкрустации. В период готики столярное ремесло достигло больших успехов, что обеспечило предпосылки для выполнения еще более сложных задач в сти­ле ренессанса.

Готический стиль — важный этап в истории развития мебельных стилей, он создал много новых типов мебели и воскресил к новой жизни забытую античную мебельную технику. Он привел столярное ремесло к подъему и дал ему живую, оригинальную форму выражения в орнаментике. В готическом интерьере мебель все еще не совсем подвижна; многие типы ее по-прежнему тяготеют к стенам, встроены, многие несут на себе признаки архитектурного формализма. С другой же стороны, не один тип мебели свидетельствует о новизне конструктивных решений, богатстве форм, служит созданию на­строения, уюта.

Богатейший мир готических форм бесследно исчез. Даже эклектизм XIX века обращается к элементам готики лишь при разработке «языка» форм ново­го вида архитектурных сооружений — сооружений из чугуна, и то по ошиб­ке. Когда завершился характерный для готики «прыжок в пространство», мир вновь обратился к античной традиции.

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий