ЕГИПЕТ

ЕГИПЕТ

ЕГИПЕТКогда Европа еще была заселена варварскими племенами и имя Эллады ничего не говорило людям, в Египте была создана высокоразвитая культура. Египтяне строили на века (пирамиды!); как в монументальной архитектуре, так и в мебельном искусстве они, опередив все другие народы, установили нормы сознательной творческой деятельности. В Египте мы впервые встре­чаемся с развитым стилем, ставшим источником европейских стилей.

ЕГИПЕТНа рубеже V—IV тысячелетий до н. э. благоприятные экономические и при­родные условия, сложившиеся в долине Нила, способствовали высокому уровню развития земледелия. Производство требовало организованного кол­лективного труда в рамках устойчивой системы государства. Египетское об­щество было основано на строгой иерархии; широкие массы крестьян и рабов находились под тяжким гнетом, ремесленники и торговцы служили классу имущих. В Египте сложилось первое в древнем мире классовое рабовладель­ческое общество.

Египетское искусство, как и общественная жизнь этой страны, отличалось строгостью и упорядоченностью. Обтекаемые, стереотипные, можно сказать, унифицированные художественные формы, сложившиеся в ходе длитель­ного развития, произведения искусства сохранялись в течение многих тыся­челетий. Благоприятное географическое положение Египта, с двух сторон за­щищенного пустынями, а с севера — морем, способствовало консервации художественных произведений.

ЕГИПЕТЕгипетское искусство развивалось под сильным влиянием строгого древ­него религиозного мировозрения. Египтяне верили в загробную жизнь, и поэ­тому в могилу умершего клали все, что могло ему понадобиться в потусто­роннем мире. Благодаря такому культу захоронения, пирамидам и гробни­цам, а также сухому климату Египта до нас дошло в полной сохранности много замечательных памятников культуры. Египтяне считали художествен­ное изображение живым и вечным, поэтому они придавали искусству огром­ное значение. Способ художественного изображения был сильно стилизован­ным. В условиях необычной строгости и связанности форм почти все превра­щалось в символ. Примером этому служит строго упорядоченная орнамен­тика, а также характерное иероглифическое письмо египтян.

Египтяне, с рациональностью их мышления, во всем стремились к простоте форм. Так, четырехугольный дом имеет, вероятно, египетское происхожде­ние. Египтяне с древних времен использовали для строительства камень, хотя наклонные наружные стены свидетельствуют о более раннем способе строительства из глины.

При строительстве жилых домов представителей господствующих классов использовались более совершенные методы. В качестве строительного мате­риала применялось и дерево (бревенчатый остов заполнялся кирпичом). Строились и многоэтажные жилые дома, с террасами, плоской крышей. По фундаментам, обнаруженным во время раскопок, и настенным изображениям в погребальных камерах мы можем довольно точно воспроизвести интерьер египетского жилого дома.

Внутреннее убранство домов богато и красочно, роскошные колонны под­держивали потолок, фрески украшали стены, ковры и занавеси завершали убранство внутренних помещений. Хотя до нас дошло очень мало памятни­ков светской египетской архитектуры, мы довольно полно осведомлены об убранстве жилища, поскольку египтяне рядом с мумией размещали в погре­бальной камере и комплект домашней обстановки. При открытии в 1922 году гробницы фараона Тутанхамона периода Нового царства было обнаружено много совершенно невредимых изделий мебели, прикладного искусства.

Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверж­дать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что егип­тяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. На стенных фрес­ках тоже можно видеть изображения людей, работающих сидя на корточ­ках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснова­ние, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех по­следующих форм стульев.

Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверх­ностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональ­ной формы» (55). Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозня­ков грязном полу и создали первую форму ложа.

44. Саркофаг из сикомора. 45. Складной стул. 46. Табурет из ровных реек с четким тектони­ческим построением. 47. Табурет с точеными ножками и выделенными крепежными эле­ментами. 48., 49. Подставка брусковой конструкции для амфоры. 50. Кровать в ферме животного. 51. Стул со спинкой, явно выраженной конструкции. Лувр, Париж. 52. Парад­ный трон, богатая резьба, обивка. 53. Складная походная кровать (по египетскому ри­сунку). 54. Табурет с очень низкой спинкой. 55. Примитивный низкий табурет с изогну­тыми ножками (ср. илл. 6 таблицы 1). 56. Парадный стул с ножками в виде звериных лап с мягкой обивкой. 57. Стул с ножками в виде звериных лап, спинка рамочно-филеночной конструкции. 58. Подставка для головы из черного дерева, резная. 59. Переносная кровати с ножками в виде звериных лап и ручками. 60. Стол с декоративной вазой (настенный рису­нок из Фив, ок. 1200 г. до н. э.)

4. Египетская мебель

Они создавали логически рассчитанные, начерченные с помощью линейки, циркуля и угольника основные решения, которые не претерпели существен­ных изменений и по сей день.

Большая часть известной египетской деревянной мебели создана в эпоху Нового царства (Фивы, вторая половина II тысячелетия до н. э.). В период расцвета Фив, в царствование великих рамессидов прикладное искусство было в расцвете. Торговые отношения способствовали распространению влияния крито-микенской культуры в Египте.

Столярным ремеслом вначале занимались рабы и свободные ремесленники. Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специаль­ным мастерам. Тайны ремесла передавались от отца к сыну, в результате чего мебельные формы как бы застывали в своем развитии. Значительные изменения произошли лишь позднее, уже под влиянием Греции.

Большинство применявшихся египтянами инструментов нам известно. Эти инструменты, несмотря на то, что изготовлялись из металла, еще были очень несовершенны для выполнения столярных работ, требовавших большой точ­ности. Инструменты египтян стали известны нам по сохранившимся ориги­налам, а также по моделям и по изображениям на саркофагах. Египетскому столяру очень не хватало рубанка, которого в то время еще не было.

Не умели египтяне и вытачивать, не знали токарного дела, что помогло бы созданию многих декоративных элементов. Из-за отсутствия соответствую­щих инструментов у египтян очень редко встречаются и профильные карнизы. Столярная техника тоже вначале была примитивной. Даже дорогие изделия по своей конструкции довольно несовершенны. Ремесленники знали рамочно­филеночную вязку, но не вставляли филенку в раму, а прибивали ее к ней.

Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орна­ментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.

Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне знали уже примитивный способ фанерования. Они облицовывали более деше­вую древесину пластинами из благородных пород древесины, которые, од­нако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато укра­шенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки (мебель из гробницы Тутанхамона).

Египтяне обрабатывали преимущественно привозную древесину, ибо в стране произрастали лишь такие породы, как, например, финиковая Пальма, древесина которой плохо поддается обработке. Кроме сикомора, оливкового дерева, кедра, тиса и черного дерева они использовали и древесину нильской акации.

Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ранние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она стано­вится более легкой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной мебели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы.

Египтяне с особой тщательностью конструировали мебель для сидения. Табурет или скамейка имели многочисленные формы. Низкие ножки встав­лялись в раму сиденья, поверхность сиденья представляла собой плетение из растений или ремней (46, 47, 54). Стулья с кожаным сиденьем имели более изящную форму, лучше были выполнены ножки и сочленения, кожей обивали изогнутую раму сиденья. Другая форма табурета является прото­типом складного стула (45); египтяне создали эту форму еще во II тысячеле­тии до н. э. Как уже упоминалось, именно они изобрели первую форму стула со спинкой; спинка являлась надежной опорой для сидящего, о чем свиде­тельствует и четкая тектоническая конструкция (56, 57). Первые конструк­ции стульев были довольно грубыми, позднее они приобрели декоративную отделку. Ножки стали делать в форме звериных лап, тем самым устранив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, грубость (56).

На репрезентативных изделиях мебели ножки были обычно в форме вол­чьих и львиных лап. Боковым сторонам стульев и кроватей часто придавали форму шагающих зверей (50, 53). Ножки в форме звериных лап обычно на­правлены вперед (50, 56, 59).

Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, кото­рые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпря­мившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда!). Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.

Церемониальный парадный трон по виду больше напоминает массивный сундук. Монументальный, сделанный из особого материала и богато укра­шенный, он выполнялся с цоколем в форме туловища животного. Здесь мы впервые в истории мебели встречаемся с подлокотниками, мебель для сиде­ния иногда уже мягкая. Подушку просто укладывали на поверхность си­денья или прикрепляли к раме. Это свидетельствует уже об определенной ступени развития обойного дела, структурное соединение мебельного кар­каса и обивки кажется уже решенной технической проблемой (52, 56).

Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только раз­мерами. Рама, опирающаяся на ножки в форме звериных лап и обтянутая ремнями, представляла собой поверхность для лежания, на которую можно было класть матрацы и подушки. Но египтяне предпочитали подушкам под­ставку для головы (58), лежать в таком положении прохладнее (а ведь в Египте жаркий климат!), к тому же при этом сохранялась пышная прическа. Использовали и переносные ложа с ручками, на ножках в форме звериных лап (59).

Прочая мебель египетского жилища была скромнее. Столы, стойки, сун­дуки в домашнем хозяйстве не имели первостепенного значения. Известны три вида столов: рабочий, обеденный и стол типа креденцы. Обеденный стол можно было легко переносить. Он состоял из центральной опоры в форме колонны, круглой крышки и предназначался для одного или двух человек. Креденцы и полки для посуды — это легкая, очень непритязательная мебель из стоек, перемычек и распорок (48, 49, 60).

В Египте были распространены сундуки, многие разновидности которых дошли до нас. По конструкции египетский сундук напоминает саркофаг; в пазы квадратных ножек, сделанных из косяков, вставляются горизонталь­ные доски; это предохраняет от действия расширения древесины. Сундуки имеют выпуклую передвижную крышку и большие замки или двускатную крышку с тимпаном (44). Украшались они богатым плоским цветным орна­ментом и иероглифическим письмом.

К оборудованию жилища относилась и утварь, сплетенная из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством (корзины с крышкой, ко — робы, циновки). Египтяне уже пользовались и металлическими зеркалами. Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.) имели символи­ческое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользовались ими в чистом виде.

И наконец, надо сказать о саркофагах. Развитый культ захоронения спо­собствовал формированию специальных методов изготовления саркофагов. На примере саркофагов можно лучше всего познакомиться с египетской сто­лярной техникой. Своими очертаниями саркофаги напоминали очертания человеческого тела, придать саркофагу такую форму было весьма нелегкой задачей. Изогнутые боковые стенки изготовлялись с помощью топора и ножа. Крышку обычно украшали рельефами в виде человеческого лица, иногда изображались и руки. Для изготовления саркофагов чаще всего применялась древесина сикомора. Неровности на обрабатываемой поверхности (рубанка еще не было) сглаживались пемзой, затем замазывались замазкой и закраши­вались масляной краской; иногда ее сначала обтягивали полотном и затем украшали богатым красочным орнаментом и иероглифическим письмом; жи­вопись покрывалась защитным лаком.

Столярное дело в Новом царстве стало самостоятельным ремеслом, кото­рым занимались специалисты. Технология и технические познания были весьма развиты, однако несовершенство инструментов являлось большой преградой на пути дальнейшего развития мастерства. Именно поэтому назна­чение орнамента часто сводилось к тому, чтобы скрыть технические недо­статки.

Египетское мебельное искусство свидетельствует о здоровом ярком реа­лизме. Конструкция мебели логична и понятна, тектонические формы учиты­вают естественные свойства древесины. Инстинктивная находчивость еги­петских мастеров, с которой они много тысячелетий назад, не имея предшест­венников, использовали закономерности развитого тектонического оформле­ния, вызывает бескрайнее удивление и глубокое признание. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обра­ботки древесины. Однако египетской мебели присуще определенное однооб­разие. Ограниченное число типов, не меняющиеся столетиями формы, отсут­ствие стремления к новым решениям свидетельствуют о том, что у египтян еще не было потребности разнообразить формы. Другим недостатком является то, что символические и заимствованные у природы формы не были тектони­чески скомпонованы. Формы, заимствованные у природы (например, ножки в форме звериных лап), не всегда подвергались сознательной стилизации, не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между структурными и декоративными элементами.

Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художест­венную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встре­чаются в древнеримской мебели. В 1798 году, когда Наполеон начал свой поход в Египет, забытые египетские формы снова привлекли всеобщее вни­мание. По всей Европе стало модным использование характерных египетских мотивов. Влияние египетских форм нашло свое яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.

Советуем также ознакомиться

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий