ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Страну древних греков называли Элладой. На ее территории еще до греков жили народности с высокой культурой. Культура бронзового века на остро­вах Эгейского моря мирно процветала на протяжении более чем тысячи лет, до вторжения греков. Занимавшееся мореплаванием и торговлей население этой области вело городской образ жизни; благодаря мореходству оно разор­вало преграды изолированности и способствовало распространению ближне­восточных культур в европейских странах. О высоком развитии техники и искусства свидетельствуют найденные в ходе новейших раскопок произве­дения живописи, декоративного искусства, изящные изделия из металла. В Микенах при раскопках были обнаружены богатые захоронения и целый царский дворец. Эта эпоха получила название микенской культуры. На Крите — в Кноссе и Фесте — были обнаружены руины огромных дворцов (вероятно, царя Миноса). Открытие крито-микенской (эгейской) культуры по времени совпало с зарождением стиля модерн, что способствовало проникновению элегантной натуралистической легкости миносской цивилизации в неотсто — явшиеся вкусы 1900 годов. У нас нет сведений о мебельных формах микенс­кого периода, лишь в эпосе Гомера встречаются интересные данные о по­мещениях жилых домов знати.

Греческая культура развилась на основе эгейской. Греки завоевали Бал­каны, острова Эгейского моря, продвинулись вплоть до Сицилии. Путешес­твенники и колонизаторы, они впитывали культуру народов, с которыми вступали в контакт. И хотя и другие народы оказывали воздействие на гре­ческую культуру, культура, возникшая в Элладе, была мощным источником, к которому неоднократно возвращались на протяжении следующих эпох.

На греческом полуострове возникли независимые маленькие полисы — города-государства, в корне отличные от восточной деспотии, со своеобраз­ной классовой демократией, демократией для избранных. Живущие в этих полисах привилегированные свободные граждане создали самую великую культуру и искусство античного мира. Рабы же не принимали в этом ника­

кого участия. Умственная и физическая деятельность были четко разграни­чены. Черную физическую работу должны были выполнять рабы; умствен­ная работа была монополией рабовладельцев. Свободные от черного физи­ческого труда, рабовладельцы могли посвятить себя творческой умственной деятельности.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯМы не будем детально рассматривать великолепную архитектуру, создан­ную греками, а остановимся только на строительстве жилищ. О греческом жилом доме мы знаем довольно много, прежде всего по описаниям Витрувия. Устройство жилых домов отражает формы общественной жизни и сущест­вующие обычаи. Мягкий климат позволял значительную часть жизни про­водить под открытым небом. Поэтому жилым домам не придавалось большого значения. В ранний период и в период расцвета греческой цивилизации даже дома богачей были простыми и мало отличались от домов бедных горожан.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯОсновной формой греческого жилого дома было однокомнатное помещение (мегарон). (В древнейшем доме в середине находился очаг, над ним отверстие в крыше для вытяжки дыма; это дымное, черное помещение называлось атрием, от слова ater — черный; позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений.) Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами (перистиля). У греков по сравнению с нашими домами не было жилых помещений, которые выхо­дили бы в сторону улицы, они были сосредоточены во внутренней части дома.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯСвободные греческие мужчины проводили большую часть времени вне дома, на агоре, в больших залах, на площадях и рынках, посвящали себя общественной жизни, делам, проводили диспуты, занимались гимнастикой. Женщины вместе с рабами занимались домашней работой, следили за собой, в обществе они почти не показывались. Поэтому жилые дома не имели боль­шого общественного значения, и соответственно не проявлялось большой заботы об их оборудовании. Согласно Ликургу, в Спарте было запрещено применять рубанок и другие инструменты, с помощью которых можно было изготовить изящную мебель, способствующую изнеженности.

Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицов­кой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами. Расписной кессонный потолок был известен уже в VI веке до н. э. После персидских войн возросшие запросы привели к по­явлению более богатого интерьера. По мере того как прием гостей стано­вился общепринятой традицией, расширялось домашнее хозяйство, жилой дом пополнился целым рядом помещений, служивших этой цели. В период эллинизма, в условиях обострения классовых противоречий, дома богачей отличались поистине восточной роскошью, были окружены садами и пар­ками, изолированы от домов бедных горожан.

Оригинальная греческая мебель, в противоположность богатым египет­ским находкам, не сохранилась. Довольно точное представление о греческих мебельных формах мы можем получить благодаря рельефным изображениям, рисункам на вазах и танаграм (маленьким терракотовым статуэткам). Мебель в Греции изготавливали ремесленники и предприниматели, которые исполь­зовали дешевую рабочую силу рабов. Существовали самостоятельные про­фессии столяра, плотника, мебельщика, и уже можно было говорить о высо­ком уровне разделения труда. У столяров был вполне современный инстру­мент, они имели рубанок, токарный станок. Изобретение рубанка в большей степени, чем все другие инструменты, вместе взятые, способствовало совер­шенствованию столярного дела и деревообработки.

Технология производства мебели претерпела значительное развитие. Греки знали уже рамочно-филеночную вязку, гнутье древесины с помощью пара, начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию. Они мастер­ски соединяли детали из древесины. Владея всеми этими навыками, грече­ский столяр стремился подчеркнуть естественные свойства древесины. Гре­ческая мебель имела четкую конструкцию, отвечавшую свойствам материала. Формы свидетельствовали о высоком художественном чутье, о способности находить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитек­туры. Чаще всего греки использовали такие породы древесины, как клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево.

В архаический период греческой культуры (VI век дон. э.) мебель создава­лась по образцам азиатских народов, с жесткими, прямоугольными, покры­тыми железными листами каркасами. Позднее творческий дух эллинов осво­бодился от этого влияния, и были созданы удивительно оригинальные творе­ния. Формы стульев, которые можно увидеть на скульптурных изображе­ниях, невероятно просты; эти стулья состоят из немногих основных элемен­тов. Греческие художники, мастера в отношении сочетания простоты, утон­ченности, реализма, изящности линий и комфорта, разработали класси­ческие мебельные формы, которые заложили основу и послужили образцами для последующих стилевых форм.

Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скром­ность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали так много мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предме­тов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных ти­пов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревян­ные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с дву­скатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный эле­мент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые камен­ные саркофаги (114).

Позднее у греков появился обычай есть лежа; для этих целей они приме­няли ложе (клине) — что-то среднее между кроватью и софой (117). Во вре­мена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна (118). В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки: ножки были сов­сем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами (126).

Мебель для сидения была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные и церемониальные (тронообразные) стулья. Ранняя форма скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная (122, 123). Другая форма — складной табурет на Х-об — разной опоре — происходит из Египта (115), такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная

114. Саркофаг из Абусир. 115. Складной стул с характерными загнутыми внутрь ножками. 116. Обеденный стол (по модели из бронзы). 117. Простая деревянная кровать (по рисунку на вазе). 118. Ложе с подушками. 119. Парадные мраморные театральные кресла. Театр Дионисия в Афинах. 120. Раннегреческое кресло дощатой конструкции. 121. Архаический трон (по изображению на гробнице из Лаконии). 122. Трон без спинки, с подставкой для ног (по рисунку на вазе). 123. Парадный табурет (по рисунку на вазе). 124. Характерный мотив греческой орнаментики. 125. Клисмос, женский стул со спинкой (с надгробного памятника Хегесо, Афины, IV в. н. э.). 126. Ложе с мягкой обивкой и подушками (по рисунку на вазе). 127. Стол (по рисунку на вазе). 128. Меандр — характерный древнегре­ческий орнамент.

9. Древнегреческая мебель

126 127 128

форма более позднего складного стула. Известны два вида кресел; более ранняя форма еще напоминает церемониальное кресло (трон) жителей Вос­тока: это тяжелое, высокое изделие мебели с неуклюжими дощатыми нож­ками, спинкой и боковинами, ножки вставлены в раму сиденья; этот тип часто встречается в вазописи (120). Подобные парадные кресла делали для аристо­кратов и из мрамора (например, в театрах, 119). Для повседневного пользо­вания, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, эле­гантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку (125). Такие стулья, вероятно, изготовляли из гнутой дре­весины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в худо­жественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусст­ва. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.

Столам в греческом доме не придавалось большого значения, они явля­лись второстепенными предметами обихода. Наряду с простыми рабочими столами имелись более легкие обеденные столы; обеденные столы, так как ели лежа, были очень низкими, трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Мате­риалом часто служила дорогая древесина или бронза (116, 127). Кроме того пользовались столами с четырьмя ножками и столами на одной опоре.

В обстановку жилища входили также переносные маленькие сундучки, шкатулки, шкафчики для мелких предметов и туалетных принадлежностей.

Павсаний пишет о том, что среди сокровищ Олимпии был и сундук из кедра с богатой резьбой по слоновой кости, отделанный золотом, с изображениями сцен из мифологии, произведение мастера Евмеласа. В III веке до н. э. в Греции изготовляли уже и богатую мебель из бронзы, отделанную золотом или сере­бром, с мягкой обивкой. Расцвет греческого мебельного искусства прихо­дится на V—III века до н. э.

Большинство произведений греческого искусства, в том числе и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно рас­крашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми. Греки уже знали способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. Они отдавали предпочтение строгим тектоническим формам. Ножки, закан­чивающиеся лапой зверя, встречались реже.

Для греческой орнаментики характерны как фигуративные и раститель­ные, так и геометрические и архитектурные элементы. Наиболее частыми мотивами были акант, пальметта, ряды листьев, лотос и другие цветы в точ­ной, ясной композиции, четких очертаний и яркой окраски. Характерным геометрическим орнаментом была спиральная, а также волнистая линия. Широко распространенным орнаментом был меандр; к архитектурным орна­ментам относились ионики (овы), бусы и зубчики. Греческая орнаментика была чисто декоративной и не имела символического значения.

Постепенно мебель освобождалась от застывших архаических форм, стано­вилась предметом художественного творчества. Позднее, в период эллинизма, формообразование стало более свободным, разнообразным. Греческая мебель имела четкую структуру, которая подчеркивалась и декором. Простота, гар­мония элементов и благородные пропорции способствовали распространению художественного влияния греческой мебели на мебель других народов. Греческое искусство оказало большое влияние на искусство Древнего Рима, которое обязано ему своими основами.

Советуем также ознакомиться

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий