БАРОККО

БАРОККО

Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано про­славлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естест­венным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространи­лось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

БАРОККОВ произведениях крупных итальянских мастеров позднего Возрождения впервые появляются архитектурныеформы, свидетельствующие о начавшемся процессе сложения нового стиля. Итальянское барокко было поставлено на службу крупной феодальной знати. В создании богатых, пышных интерьеров итальянские мастера не знали себе равных. Им же принадлежит заслуга в разработке основных элементов барочной орнаментики. Распространению но­вого стиля содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро, Каррачи, делла Белла, да Кортона). Они оказали прямое воздействие на становление стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV.

БАРОККООсновные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, — это повышенная динамич­ность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строи­тельстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так и называют: «стиль иезуитов». Вместо средневекового мистического благо­говения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих средствами светского искусства, способными поразить вооб­ражение. Арсенал средств обширен; здесь и цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и музыка.

Обширное, сложное по структуре внутреннее пространство церкви увели­чивалось и за счет иллюзорного пространства живописных плафонов. Бароч­ному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности, беспокойства в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль са­мостоятельных композиционных центров. Логику архитектурных форм услож­няют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, изогнутые карнизы.

БАРОККОБарокко, с одной стороны, является декоративным стилем, с другой же — оно строится на формах классической архитектуры, применяемых, впрочем, без особой последовательности. Типично барочной формой является витая колонна. Мотив многократно изломленного карниза по происхождению позднеренессансный, но особой популярностью он пользовался в эпоху ба­рокко. Например, в мебели этот мотив использовался для обрамления фи­ленок.

Если ренессанс был стилем раннекапиталистических городов-республик, то барокко служило целям абсолютной монархии. Личность снова перестает быть свободной. В условиях абсолютистского режима все подчиняются цен­трализованной власти. Со временем это приводит к определенной униформи — зации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто театральное.

Новые социально-экономические отношения содействовали развитию круп­ных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего го­родского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регуля­ции распространяется и на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство ба­рокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагро­мождению форм, портящему впечатление.

Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, пер­спективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, голов­ками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Начиная с середины XVII столетия Италия постепенно утрачивает веду­щую роль. Ослабление итальянского влияния было неизбежным в условиях интенсивного развития национальной художественной культуры во Франции и становления бюргерского барочного мебельного искусства в странах Север­ной Европы. Пройдет еще немного времени, и тон в искусстве мебели начнет задавать более развитая в политическом и экономическом отношении Франция.

При всей гомогенности стиля барокко, проистекающей из родства факто­ров, содействовавших его развитию и распространению, этот стиль в отдель­ных странах обнаруживает заметные отклонения. В протестантских областях Германии и Англии, где традиции позднеренессансной культуры были осо­бенно устойчивыми, барокко прививалось с трудом; но и привившись, оно тяготело скорее к строгим, классицизирующим формам и лишь местами, пре­имущественно в декоративном строе, допускалось больше свободы.

В барочном стиле меняется и характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов, полукругов появляются мотивы сложных по очер­таниям, динамичных овалов, спиралей, широко используемые в оформлении окон, мебели, посуды. Спокойная гладь поверхностей предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются.

Однако введение кривой линии в мебельные формы не столь уж простая задача, так как древесина поддается гнутью лишь с большим трудом. Для формирования изогнутых поверхностей остается довольно трудоемкая тех­ника склеивания кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Отсюда и обилие в барочной мебели изделий лаковой работы.

В эпоху барокко фанерование и техника деревянного набора прочно входят в практику мебельщиков. При фанеровании цилиндрических поверхностей пользовались более крупными листами фанеры, прибегая к помощи прес­совки негативными шаблонами. Техника фанеровки основы, имевшей сфери­ческую поверхность, была более сложной: небольшие пластинки фанеры в виде мозаичного набора наклеивались на деревянную основу, затем прессо­вались мешочками с горячим песком. Фанеровка более крупными листами фанеры представляла собой технически невыполнимую задачу. Во-первых, фанера недостаточно пластична, чтобы принимать сферическую (или близкую к сферической) форму; во-вторых, неразрешимой в ту пору проблемой была и отливка соответствующих шаблонов. В результате для фанеровки основ сложной кривизны оставалась трудоемкая техника ручного набора. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился один из интереснейших приемов отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с сопровождающей ее лакировкой поверхностей пред­метов.

В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразова­нию подчас ведет к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученые колонны, пухлые балясины, богато профилированные карнизы и рамки: Сложный контур профилей усиливает впечатление повышенной экс­прессивности. (В 1621 году немецкий мастер Ганс Шванхард изобрел механи­ческий способ изготовления т. н. флемованных дорожников.) Мотивами рез­ных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихот­ливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны.

В отдельных случаях — чаще всего в голландской и северогерманской мебели — сохраняется архитектурный принцип членения объемов корпусной мебели, но в сочетании с типично барочными формами и пропорциями (359). Вместо дуба мебель теперь чаще изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Появление более совершенных и разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используемых в мебели

352. Мягкое кресло. XVII в. 353. Сундук-кассоне богатой резной работы. 354. Стул. XVII в. 355. Оправа для зеркала. 356. Диван, позднее барокко. (Рим, Палаццо Корсини). 357. Кре­сло резное. 358. Резной дощатый стул, раннее барокко. 359. Шкаф с сильно развитыми архитектурно-декоративными формами. 360. Легкое кресло с дощатыми сиденьем и спин­кой. 361. Кресло. XVII в. (Лондон, собр. Уоллес)

29. Итальянское барокко

пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интар­сии. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор, применение кото­рого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей, фанерованных мозаичной техникой.

В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) также происходит переход от суровых прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель становится более легкой и по-домашнему, уютной (354, 356). Характерная новинка стиля — гнутая ножка, форма, восходящая, по всей вероятности, к китайским образцам; она на целое столетие прочно войдет в практику евро­пейских мебельщиков. Мебель для сидения все чаще обивается дорогими декоративными тканями — глазетом, гобеленом. В эпоху барокко появляются и т. н. « гарнитуры» или «комплекты», состоящие из нескольких гармонирую­щих друг с другом по форме предметов обстановки. Неверно понятая идея «гарнитура» надолго — вплоть до наших дней — станет бичом для искусства жилого интерьера.

В Италии барочные формы пышно расцвели в роскошных, помпезных ин­терьерах дворцов богатых аристократических и банкирских семей из Генуи, Болоньи, Рима. Великолепное убранство покоев составляли изящные по ли­ниям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочными инкруста­циями, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, а также красивые камины, гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает сущест­венные изменения. Усиливается пластичность резных элементов (359, 361). Формы мебели — как и на севере — получают подчеркнуто столярный харак­тер, со строганными рамками, глубокими профилями. Сундуки и креденцы вытесняются шкафами.

Центр тяжести развития мебельных форм перемещается в Верхнюю Ита­лию, где любят мебель, покрытую яркими росписями и лаками (Венеция), а иногда, для придания изделию большей живописности, вводят в декор позо­лоту и инкрустацию зеркальными пластинками. Предметы мебели для си­дения часто сплошь обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. В конце века в Венеции входит в моду мебель с пластичными формами, в отдельных случаях отделанная золочеными или чеканными се­ребряными накладками. Производство этой разновидности роскошной мебели достигает расцвета во Франции эпохи Людовика XIV. Она дала начало тому подчеркнуто декоративному, построенному на широком применении интарсии и пластично прочеканенной бронзы направлению художественной мебели, виднейшим представителем которого был знаменитый мебельный мастер А. Ш. Буль.

В формах итальянской барочной мебели на ранних этапах есть некоторая неуклюжесть, тяжеловатость (357, 358, 359). Мебель для сидения энергично рубленая (354, 361) и часто обивается тканями. Кровать по-прежнему. вен-

362. Комод, украшенный набором в стиле Буль. 363. Ножка стола. 364. Письменный стол с инкрустацией в стиле Берена. Ок. 1710 г. 365. Кресло с гнутыми ножками. 366. Пись­менный стол мастерской Буля (bureau plat). 367. Консоль, золоченое дерево. XVII в. 368. Бронзовая люстра (по рисунку Берена). 369, 373. Мотивы резных обрамлений. 370. Кресло. 371. 372. Формы ножек. 374. Шкаф мастерской Буля. 375. Ранная форма шезлонга

чается балдахином. Кассоне, в тех случаях, когда они еще не вытеснены комодами, имеют выпуклые стенки, и даже крышки их сплошь покрываются фигурно-орнаментальным декором (353). Кабинеты и секретеры получают изысканную отделку. Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. В отдельных случаях под обильным резным декором спинок и ножек легко распознается форма простого по конструкции ренессансного дощатого стула. И вообще, богатый фигурно-орнаментальный декор является неотъемлемой частью всех стульев и кресел, от более простых по конструкции до сложных (354, 361). Динами­чен по линиям и появляющийся в это время диван (356).

По мере развития стиля осваиваются новые отделочные материалы: кость, черепаха, перламутр, фарфор и т. д., особенно широко используемые при Оформлении роскошных рам для картин и зеркал (355). Столешницы и лице­вые поверхности шкафов, комодов украшаются нарядными маркетри и ка­менной мозаикой (pietra dura).

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени прав­ления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610—1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643—1715); «стиль регент­ства» — переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV; рококо, поздний этап барокко (Людовик XV, 1720—1765).

Во Франции сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством «большого стиля». Рост могущества государства приводит к процветанию искусств, монархи не жалеют средств на создание грандиозных архитектурных ансамблей. В годы правления Людовика XIII завершено строительство нескольких великолепных сооружений в стиле позднеренессансной архитектуры: парижского Лувра, охотничьего замка короля в Версале. Начиная примерно с шестидесятых годов XVII века рос­кошная мебель королевских дворцов является, в сущности, повторением итальянских образцов. Дух итальянского барокко заносится во Францию мастерами, прошедшими выучку в Италии.

В 1662 году на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов, производившая, помимо прочего, и мебель. Мануфактуру возглавил известный художник Шарль Лебрен. Среди мастеров-мебельщиков, приглашенных Лебреном, был итальянец Куччи. Выходцем из Рима был и Жак Каффиери, талантливый скульптор и бронзовщик.

Однако крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи, несомненно, является фламандец по происхождению Андрэ Шарль Буль (1642—1732). Буль пер­вым стал инкрустировать мебель черепахой (т. н. техника «пике»). С этой техникой он познакомился во Фландрии. Первые значительные работы Буля появляются уже в 1672 году. Возглавив после смерти придворного столяра Жана Масэ мастерские в Лувре, он в 1679 году расширил их. Природа наде-

376. Шкаф. 377. Стул. Амстердам. Ок. 1690 г. 378. Буфет. Вторая пол. XVIII в. 379, 380. Мо­тивы декоративной резьбы. 381. Кресло 382. Столик китайской лаковой работы. 383. Стул. Ок. 1680 г, .(Париж, Музей Клюни). 384. Комод ореховый, с волнообразно изогнутой перед­ней стенкой. 385. Раннебарочное кресло с витыми ножками. 386. Комод

лила Андрэ Шарля многогранным талантом; он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и рисовальщик, и гравер. С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль» (364, 374). Они фанерованы черным дере­вом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, позолоченной меди, кости и пр. Формы этой мебели несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются, завершения и цоколи решены строго. Веду­щий элемент орнаментики — крупные, симметричные мотивы стилизованной лозы. Произведения Буля производят впечатление строгой величавости; это крупные шкафы, комоды, консоли, декоративные столики, подставки и фут­ляры для часов и др. Мастера, следовавшие приемам Буля, по характеру материала, которым они пользовались, были названы чернодеревцами; чернодеревцы работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзов­щиками. Буль, так же, как до него Куччи (1664—1673), сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебель­ное предприятие.

В эпоху Людовика XIV парадный интерьер в основе своей носит явно ренессансный характер. Стены украшаются лепными узорами или резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, завешиваются гобеленами. В цве­товой гамме преобладает сочетание белого с золотом. Величественность форм, некоторый произвол в использовании элементов ордерной архитектуры, обиль­ная, но органически связанная с мебельными формами декорировка — таковы основные особенности стиля Людовика XIV.

На развитие мебельного искусства Франции большое влияние оказали ри­сунки образцовых предметов мебели, авторами которых были многие видные художники и мастера-мебельщики (Маро, Лепотр, Лебрен, Каффиери, Оппе — нордт, Буль и др.). Для мебели в целом характерно сосуществование неко­торой классицизирующей скованности форм с роскошной отделкой деталей и исключительно развитой орнаментикой.

В эпоху барокко наиболее богато убранным предметом обстановки является кровать. В соответствии с придворным этикетом спальня играла роль прием­ной: гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной проце­дуры одевания. Кровать постепенно приобретает форму некоего шатра, со­оруженного из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрываю­щих деревянные элементы. Кресла теперь имеют прямые, простые по очерта­нию спинки, обитые гобеленом (370), а стулья нередко покрываются позо­лотой.

К этому времени относится появление и одной из важнейших мебельных форм XVIII столетия — комода с выдвижными ящиками. Толчком для произ­водства декоративных комодов и письменных столов (362, 364, 366) послу­жили главным образом проекты Берена, появившиеся около 1700 года. Столы и консоли исполнялись с покрытыми богатой, тонкой резьбой ножками и цар-

387. Шкаф с точеными ножками. 388. Резное кресло с круглым сиденьем. 389. Банкетка. 390. Письменный столик с точеными ножками. 391. Резная филенка с характерным орна­ментом. 392. Кресло с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками. 393. Столик на одной стойке. 394. Диван с высокой, расчлененной на три части плетеной спинкой (settee). 395. Двухъярусный комод с точеными ножками. 396. Кресло с плетеными сиденьем и спин­кой. 397. Стул с высокой плетеной спинкой. 398. Бронзовая ручка

гами и динамичными проножками (363, 367). Помимо комодов, кабинетов и письменных столов важными предметами обстановки были украшенные бронзой стоячие (напольные) часы, витрины, настольные часы, постаменты для скульптур. Художественная мебель, производившаяся в мастерских Па­рижа, начинает оказывать заметное влияние на мебель соседних стран.

В Голландии и Фландрии барочная мебель первой трети XVII века заметно отличается от итальянской и французской. Здесь впервые складываются ти­пично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ. Таким, выдержан­ным в духе бюргерского барокко, был, в частности, и дом Рубенса, выстро­енный им в 1613 году, вскоре после возвращения из Италии. Интерьер зани­мает видное место в творчестве многих крупных голландских и фламандских художников XVII века. Их произведения позволяют в тонкостях реконструи­ровать обстановку буржуазного дома и своеобразный уклад жизни голланд­цев и фламандцев.

Нидерландская барочная мебель строго следует принципам позднеренес­сансного искусства. На переходном этапе фламандские и голландские мастера проявляют большую последовательность в применении развившихся из сто­лярной техники рам, профильных членений, флемованных дорожников, точе­ных балясин для ножек стульев и столов. В употребление входит орех в виде гладких, не тронутых резьбой листов фанеры, которыми обшивается дубовая основа предметов. На севере Европы в развитии нового стиля решающую роль сыграла фламандская, затем голландская мебель.

Переломный момент во Фландрии приходится примерно на 1620-е, в Гол­ландии — на 1630—1640-е годы. Фламандская барочная мебель первой чет­верти XVII века все еще обнаруживает тесную связь с позднеренессансными формами. Формирование развитого барочного стиля здесь в значительной мере связано с деятельностью двух талантливых скульпторов — Квелинёса и Дюкеноа.

Позднеренессансные формы служили основой нового стиля и в Голландии. Растущий с повышением интереса горожанина к благоустроенному жилищу спрос на красивую и удобную мебель приводит к расцвету культуры жилого интерьера (1640—1670-е годы). На этот же период приходится пышный рас­цвет голландской интерьерной живописи. Достоинства голландской ранне­барочной мебели составляют конструктивная ясность построения и энергич­ные формы рубленых и точеных деталей. Из заморских владений в Голлан­дию поступают не только экзотические породы дерева (палисандр, черное дерево), но и различные художественные влияния. Приблизительно в 1680 — 1690-х годах появляются импортированные кабинеты китайской лаковой работы. Голландских мастеров, в совершенстве владеющих тонкостями ре­месла, никогда не покидает здоровое чувство реальности; мебель, создавае­мая ими, целесообразна, энергична по формам, нарядна, но никогда не пере­гружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту цвета и красоту текстуры древесины.

399. Кабинет. 400. Комод, отделанный интарсией. 401. Комод с энергично члененной перед­ней стенкой. 402. Туалетный стол с зеркалом. 403. Кресло (settee). Первая пол. XVIII в. 404. «Стул Хогарта» (hoop back arm chair). Начало XVI11 в. 405. Глубокое кресло с «кры­латой» спинкой (grandfather chair). 406. Стол. 407. Позолоченная оправа для стенного зер­кала. 408. Стул с резной ажурной спинкой. 409, 410, 411. Формы спинок. 412. Диван.

413. а) Орнаменты S — и С-образной формы; б) раковина

407 408 411 41^0 413,’Ь

Поверхность предметов обрабатывается, как правило, очень рельефно и, за исключением отдельных деталей, фанеруется. Массивные шкафы и столы прочно стоят на точеных в форме балясин или шаров ножках. Появляется крупный двухстворчатый шкаф, обработанный сильно выступающим кар­низом, изогнутым дугой завершением, колонками или пилястрами и ленточ­ным орнаментом. Точеные и витые прямые ножки начинают вытесняться гнутыми.

В резном декоре часто встречается мотив ормушля — разработанная фла­мандским скульптором и архитектором К. Флорисом (1514—1571) орнамен­тальная форма, представляющая собой замысловатое сочетание мотивов гро­теска, картуша и ленточного переплетения (Knorpelwerk, стиль Флориса). Для придания изделиям более интересного силуэта и усиления светотеневых эффектов карнизы энергично профилируются и получают волнистые очерта­ния (376, 378). В моде был и прием членения поверхностей предметов корпус­ной мебели на небольшие, окруженные глубокими рамками участки, кото­рые украшались интарсиями с цветочным орнаментом.

Мебель для сидения подчас сплошь, включая и ножки, обтягивается шер­стяными тканями, бархатом (например, голландский по происхождению т. н. «стул Рубенса»). Спинки стульев начинают обиваться, но продолжает сущест­вовать и плетеная форма (377). Линии ножек и спинок становятся все более плавными.

Кровати получают шатровое решение; пышно оформленные дорогими тканями — бархатом, шелком, штофом, они подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели.

Характерная форма корпусной мебели — красивая горка, состоящая из двух частей: комода с волнистыми формами и стоящей на нем застекленной витрины для хранения редких изделий из фарфора (378). Горка является наиболее зрелым творением голландского мебельного искусства.

Комоды изготавливаются с выпуклыми, изгибающимися в горизонтальном либо в вертикальном направлении стенками (384, 386). Прямая, токарной работы ножка постепенно эволюционирует к характерно барочной гнутой форме (377, 385, 382, 383, 376, 381).

Английская мебель начиная с эпохи Возрождения составляет отдельную, интересную и весьма поучительную главу в истории развития мебельных форм. Здесь, как и в Германии, барочный стиль складывается около 1660-х годов. Тяжеловатая, солидная дубовая мебель периода правления короля Якова 1 (oak period) позднее под влиянием голландских образцов сменяется более легкой ореховой мебелью. Поэтому эпоху барокко в английском мебель­ном искусстве принято именовать и «ореховым периодом» (the age of wolnut).

Переходный от позднего Возрождения к барокко стиль именуется стилем Уильяма II и Марии (1689—1702). В Англии его обычно рассматривают как самостоятельный стиль, однако это скорее один из коротких этапов раннего барокко.

Среди особенностей решения форм мебели этой поры можно отметить все еще прямые, точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми пронож-

414. Шкаф данцигский (Schapp). 415. Раннебарочный стул. 416. Стул с плетеными сиденьем и спинкой. 417. Стол, отделанный лаком. 418. Кровать. Мюнхен, конец XVII в. 419. Кресло с витыми ножками, раннее барокко. 420. Кресло. 421. Большой двухстворчатый шкаф. Конец XVII в. 422. Резной орнамент

34. Немецкое барокко

ками (387, 390, 395). С появлением изящной гнутой ножки, вносящей в ком­позицию предмета легкость и непринужденность (388,389,396), мебель — осо­бенно мебель для сидения — приобретает барочно-динамичные формы и эле­менты декора (389, 394, 397). Предметы фанеруются резными филенками с энергичным, беспокойным по ритму орнаментом (387, 391). Но уже на сле­дующем стилевом этапе в формах снова воцаряется покой, композиционная ясность, а выразительность достигается простыми, экономными средствами (390, 395). Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетаются камышом, что придает им еще большую легкость (394, 396, 397). Появляющаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками (grandfather chair) почти без изменения сохранилась в быту вплоть до наших дней (392). Барочное мебельное искусство Англии этого периода многим обя­зано крупному архитектору Кристоферу Рену. Сотрудником Рена был талант­ливый резчик по камню и дереву Гринлинг Гиббонс.

Высший расцвет английского барокко приходится на годы правления коро­левы Анны (1702—1714), поэтому стиль начала XVIII века обычно именуется «стилем королевы Анны» (queen Anne). Мебели этого периода присущи про­стота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построения. К наиболее своеобразным средствам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, тоже восходящая и китайским образ­цам, форма ножки с плавным изгибом (399,406). В оформлении спинок стульев и кресел применяется широко варьируемый мотив щита (403, 404, 408, 409, 410, 411). Очень распространены орнаменты в виде S — и С-образных завитков и раковин (413).

Все эти произведения принадлежат к числу наиболее зрелых творений анг­лийского мебельного искусства. От мебели, выдержанной в «архитектурных формах», делается решительный шаг к решениям чисто столярного харак­тера (399, 402, 406). Происходящий из Франции комод в начале XVIII века вытеснил из городских жилищ сундуки. Последние еще надолго останутся принадлежностью обстановки крестьянских домов.

В начале XVIII века в Англии осваивается своеобразная форма кабинета (high boy, tall boy), родственная французским двухкорпусным кабинетам. Правда, нижняя часть английского кабинета решается в виде стола, а фран­цузского — в виде комода с выдвижными ящиками (399).

Комоды и шкафы с ящиками (chest of drawers, double chest of drawers) входят в число важнейших мебельных форм эпохи. Появляется еще один новый тип мебели: туалетный стол со стоящим на нем зеркалом (402). Очищенные формы кресел и диванов служат свидетельством торжества принципа удобства и целесообразности над чрезмерным декоративизмом (405, 412). Результатом интенсивного влияния китайской мебели на английскую были кабинеты лако­вой работы.

Чертами своеобразия отличается и мебель периода правления короля Георга I (1714—1727). С одной стороны, продолжают развиваться формы

423. Шкаф стиля позднего барокко (рококо). Вторая пол. XVIII в. 424. Стол. Мадрид, XVIIB 425. Кресло. Саламанка. 426, 432. Крылатые кресла с кожаным покрытием. 427. Стул с плетеной спинкой. Начало XVIII в. 428. Резные детали мебели. 429. Раннебарочный стул. 430. Резной декоративный мотив завершения фронтонов шкафов. 431. Орнамент

предыдущего периода, с другой — уже дают себя знать французские влияния и мотивы китайской мебели из бамбука (стиль Чембер). По целесообразности, практичности, удобству мебельные формы, выработанные английскими масте­рами, превзошли даже голландскую мебель.

В конце пятидесятых годов XVII века, спустя десятилетие после оконча­ния Тридцатилетней войны, барочные формы из Италии и Голландии прони­кают в мебельное искусство Германии. Хотя в стиле мебели различных частей Германии нет принципиальных отклонений, все же мебельные формы, на­пример, городов Средней Германии (Аугсбург, Франкфурт) отличаются от мебельных форм ганзейских городов (Данциг, Любек, Гамбург). Для немец­кой барочной мебели конца XVII — начала XVIII века характерно исполь­зование ореха, обилие резного орнамента, энергичное профилирование дета­лей, применение мотивов колонок и пилястров, вносящих некоторую орга­низованность в измельченные формы.

На юге Германии ведущим центром барочной мебели был Нюрнберг. Около 1700 года большим спросом пользуются т. н. франкфуртские шкафы. Мебель северонемецких городов, входивших в Ганзейский союз, в 1660—1680 годах тесно связана с голландской мебелью. В Гамбурге и Данциге производятся монументальные шкафы с сильно выступающими карнизами, колонками, бо­гато обработанными филенками, шарообразными ножками. В Данциге произ­водятся еще и кабинеты, сундуки, столы с ножками в виде балясин. Витая ножка в мебели для сидения удерживается до самого конца XVII века.

Распространению стиля барокко в значительной мере способствовали мно­гочисленные альбомы с рисунками образцовых предметов мебели. Проекты мебели создавались талантливыми архитекторами и мастерами-мебельщи — ками (Деккер, Габерманн, Гоппенхаупт).

Среди предметов мебели для сидения встречаем целый ряд разнообразных решений: дощатый стул с резной спинкой и точеными ножками (415), кресло с витыми ножками и гладкими поверхностями обитых тканью спинок и сиде­ний (419), стул с гнутыми ножками, высокой плетеной спинкой и плетеным сиденьем (416), кресло во французском духе, обитое бархатом и отделанное бахромой (420). Интересной формой является и стол, в котором прямые линии и гладкие поверхности столешницы и царги сочетаются с динамичными лини­ями ножек и проножек (417).

В Германии барочное искусство, поставленное на службу феодальной знати, в полной мере расцветает лишь в XVIII веке. Правящие дворы, аристо­краты состязаются в возведении роскошных, богато убранных дворцов. В этом особенно преуспевают венский, затем баварский, саксонский и прусский дворы, ориентирующиеся на пышные, парадные формы французского офи­циального искусства. Андреас Шлютер, один из виднейших мастеров этого времени, на рубеже XVII—XVIII веков работал в Берлине при дворе кур­фюрста Фридриха III.

В убранстве мебели важное место отводится инкрустациям костью и метал­лами, но не выходит из употребления и резьба по дереву (418). Можно упомя­нуть еще технику рельефной интарсии из цветного дерева, первооткрывате­лем которой считается мастер А. Эк. В развитии мебельных форм юг Герма­нии опережал северные области, так как сюда быстрее проникало итальян­ское влияние. Значительные центры мебельного производства еложились в прирейнских областях, в городах Майнц, Вюрцбюрг, и особенно в Нейвиде, где работали знаменитые мебельные мастера Абрахам и Давид Рентгены.

В Испании сложившиеся в эпоху позднего Возрождения формы мебели украшаются — иногда до перенасыщения — элементами барочного декора (423). Наряду с прежними мебельными формами появляется несколько новых типов мебели для сидения.

Вершиной испанского барокко являются исключительно богатые по фор­мам творения архитектора Чурригеры (1650-1723). Не случайно испанский барочный стиль иногда обозначают термином «чурригеризм». К известным работам этого мастера относятся резные деревянные алтари, покрытые позо­лотой.

Различные этапы развития испанских барочных форм в мебели для сидения представлены на илл. 427, 429, 426, 432, 425, 428.

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий