АМПИР

АМПИР

АМПИРСтиль ампир — высшая точка, а одновременно и заверщающий аккорд заро­дившегося во второй половине XVIII века классицистического направления. Вызванный к жизни идеями Просвещения, классицизм был первым искус­ственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного изуче­ния и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и пер­вым проявлением эклектизма. Стиль Людовика XVI уже содержал все те элементы, которые, пройдя стадию стиля Директории, окончательно выкри­сталлизуются в формах ампира.

АМПИРЕсли в предреволюционную пору античные мотивы включались в живой поток мебельного искусства, то после революции верх берет курс на прямое подражание римским формам. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль — стиль ампир. Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставра­ции Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах — влияние ампира можно проследить вплоть до конца 1820-х годов.

Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на десятилетие между 1804 (коронация Наполеона) и 1813 годом. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от француз­ского «empire», империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусствено, по приказу сверху.

АМПИРФормальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королев­ству, буржуазии, а затем и наполеоновской империи. Демократическую стро­гость стиля директории теперь сменяют парадное великолепие и театраль­ный пафос ампира. Спальня первого императора Франции превращается в некое подобие походной палатки римского полководца.

Со стилем ампир искусство снова становится более масштабным, монумен­тальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодный пафос, творческая фантазия уступает место рассудоч­ности. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского быта древних римлян было много показного, театрального, не лишенного оттенка парвеню.

Крупнейшим художником и законодателем мод этой эпохи был знамени­тый Луи Давид. Живописец, работавший в строгом стиле классицизма, он прославился и своими образцами мебели; созданные им новые формы мебели оказали заметное влияние на мебельное искусство.

Стиль ампир в наиболее чистом виде проявился в интерьерах загородных резиденций, возводившихся для первого консула, позднее — императора. Отделка апартаментов велась по проектам парижских архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье. Их и можно считать создателями стиля ампир. Как только схлынула волна революции, в Париж снова устремились худож­ники из различных уголков Европы. Новый стиль, едва возникнув, быстро становится международным.

Характерно, что правители и аристократическая верхушка европейских держав, для которых еще недавно образцом и примером служили француз­ские «королевские стили», теперь с неменьшим рвением покровительствуют стилю, совершенно иному по духу. В отличие от предыдущих стилей ампир носил откровенно космополитический характер; присущая ему строгая регла­ментированность форм практически исключала возможность создания мест­ных, национальных школ.

Во всяком случае, эта бурная эпоха своеобразно использовала формаль­ный язык классицизма для выражения различных по социальной направлен­ности настроений и вкусов. На первом этапе классицизм был стилем авто­кратии; позднее те же формы, хотя и более строгие, служили радикальным идеям революции (стиль директории); и наконец, тщательно отшлифован­ные классицистические формы с успехом используются для окружения орео­лом величия власти могущественного тирана (ампир).

Широкому распространению нового стиля в значительной мере способство­вал изданный Персье и Фонтеном в 1801 году альбом с проектами мебели и интерьеров под названием «Recueil de decorations interieurs comprenant tout ce qui a rapport a rameublement» (в 1812 году вышел вторым изданием). Эти проекты интересны, помимо прочего, тем, что в них широко использованы мотивы древнеегипетского прикладного искусства. Сборники с рисунками образцовых предметов мебели выпускали и другие крупные французские мастера. Мебельные формы в стиле ампир распространились по всей Европе. Особенно красивой и своеобразной была русская разновидность ампира.

Апартаменты дворцов бывшей аристократии Персье и Фонтен обставляли в соответствии со вкусами новых владельцев. Одной из главных работ этих архитекторов, возбудившей и внимание первого консула, были интерьер и мебель дворца мадам Рекамье. Наполеон поручил им отделку своей загород­ной резиденции в Мальмезоне. Позднее, став придворными архитекторами императора, они возглавили работы по переоформлению апартаментов дру­гих королевских дворцов (Тюильри, Лувр, Сен-Клу, Фонтенбло).

Главными сотрудниками Персье и Фонтена были знаменитые мебельщики Жорж Жакоб и его сын, известный под именем Жакоб-Демальте (1770—1841). Изделия, производившиеся в мастерских Жакобов, проникли в отдаленней­шие уголки Европы, вплоть до Петербурга. Первоклассную мебель ампир­ных форм создавали и другие, менее известные французские мастера. Все они ставили на изделиях свое клеймо. В Германии мебель стиля ампир, наряду с изделиями талантливых местных мастеров, широко представлена и ориги­нальными французскими предметами, завезенными сюда в период реставра­ции Бурбонов.

В отличие от стиля Людовика XVI освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности предме­тов корпусной мебели снова начинают обрабатываться элементами класси­ческой архитектуры — колонками, пилястрами, карнизами, а в оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы, почти без всякого изме­нения перенесенные с античных образцов: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы и др. Мастерам не удается достичь органического слияния форм мебели с античным резным и бронзовым декором. В этом плане ампир был до некоторой степени шагом назад по сравнению со стилем предыдущей эпохи.

Никогда еще мебельные формы не были столь монументальными, статич­ными, «телесными», как в эпоху Империи. Беспримерно и стилевое единство ампира, вытекавшее из строгого следования античным, главным образом древнеримским, образцам не только в мебели, но и в оформлении стен, в ри­сунке тканей для обивки, занавесок, постельных покрывал, — во всех эле­ментах внутреннего убранства помещений. Однако и монументальность и стилевое единство ампира носили явно программный, нормативный характер.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешен­ность частей и строгая симметрия; легкость и изысканность интерьеров пре­дыдущей эпохи сменяются холодной торжественностью, фантазия — рассу­дочностью и точным расчетом. Полы настилаются паркетом, составленным, как правило, из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо сплошь кессонируются по римскому образцу. Стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолочен­ной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.

Ампир — подобно «королевским стилям» — служит прежде всего целям репрезентации. Все компоненты интерьера: затянутые драпировками стены спален, высокие балдахины, монументальные кровати, вытканная золотом шелковая обивка мебели, тумбочки в форме постаментов, столики для умы­вания в виде треножников (трипос), украшенные бронзой большие зеркала на двух подставках (псише), кресла, подражающие римским формам, — все это напоминает скорее экспонаты выставки, на всем лежит печать театраль­ности, столь характерная для французских дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV.

В мебельные формы, там где это возможно, вводились мотивы, заимство­ванные из античных мраморных и бронзовых памятников или из изображе­ний на вазах; там же, где образцов для непосредственного подражания не было (предметы корпусной мебели), широко использовались античные архи­тектурно-декоративные элементы. Монолитные, угловатой, кубической формы

554. Кровать, оформленная в духе походной палатки полководца. 555. Кровать с резными фигурами орлов. 556. Стул греческих линий. 557. Стул с антикизиругощими формами. 558. Кресло по рисунку Персье и Фонтена. 559. Большой круглый стол с опорами в виде пилонов. 560. Консоль с позолоченными кариатидами. 561. Мотив бронзового декора: венок и лира. 562. Кресло по рисунку Персье и Фонтена. 563. Круглый столик на одной опоре. 564. Секретер. Фонтенбло. 565. Фрагмент декора. 566. Лиственный орнамент

шкафы имеют гладкие поверхности, украшенные симметрично расположен­ными бронзовыми накладками. Карнизы прямые, умеренно профилирован­ные, стенки шкафов и комодов иногда совершенно лишены членений.

Не вносится ничего нового и в приемы исполнения и отделки мебели. Сто­ляры ограничиваются очень простой, но доведенной до совершенства техни­кой фанеровки. Фанера, всегда тщательно отполированная, изготавливается из темного красного, а нередко и из черного дерева. Все чаще употребляются и светлые породы — клен, ясень, черешня, лимонное дерево. Излюбленным материалом остается красное дерево, но поскольку оно трудно поддается резьбе, для пластичной декорировки используют бронзу. Темные тона и стро­гие формы мебели вместе со строгими по рисунку обоями, обивкой, занавесями вносят в интерьер настроение холодной, и даже мрачноватой торжествен­ности.

Гладкие, отполированные до блеска поверхности мебели красного и чер­ного дерева, а также предметов обстановки салонов, исполненных в технике белого лака, скромно декорируются бронзовыми накладками тончайшей ра­боты, реже — золоченой накладной резьбой. Эта мебель по-своему очень изя­щна и величественна.

Инкрустация почти полностью выходит из употребления. Эта техника была слишком серьезной и рафинированной для такой эпохи, когда военные и буржуа-парвеню стремились к поддельному блеску, поверхностному лоску. Встречающийся иногда орнамент маркетри представляет собой мозаику из мрамора, севрского фарфора, малахита, керамических плакеток производ­ства веджвудских предприятий. Детали резного декора, изредка вводимые в отделку стульев, кресел и столов (львиные маски, сфинксы и пр.), всегда золотятся (555, 557, 559, 560).

В наборе декоративных мотивов отразился воинственный дух эпохи; все­возможное оружие (копья, мечи, щиты), трофеи, факелы, лавровые венки, пирамиды, часто повторяющаяся буква «N» (инициал Наполеона), — все это было призвано прославлять военные успехи первого французского импера­тора. Наряду с древнегреческим и древнеримским орнаментом все чаще по­являются мотивы египетского происхождения. Экзотический декор лишь усиливал театральный характер предметов обстановки и всего интерьера.

Отдельные мебельные формы сохранились приблизительно в том виде, в каком они сложились во времена Людовика XVI. Пройдя стадию упроще­ния, мебель снова облекается в архитектонические одежды; однако теперь архитектурные элементы включаются в формы мебели без должной гибкости, а иногда даже грубо, неуклюже. При все этом внушительное количество новых мебельных форм красноречиво свидетельствует о том, что изобрета­тельность не покинула мастеров-мебельщиков и в эту неблагоприятную для творческой работы эпоху.

В тех случаях, когда имелись готовые образцы античной мебели (например, греческий клисмос), они заимствовались прямо, почти без всяких дополне-

567. Стул с позолоченными ножками. Вена. 568. Рукомойник в форме лиры. Вена, ок. 1800 г. 569. Книжный шкаф, украшенный позолотой. Вена, ок. 1800 г. 570. Русский ампирный стул, украшенный инкрустацией. 571. Круглый стол на треугольной в Сечении опоре. 572. Русское ампирное кресло греческих линий. 573. Круглый стол с откидной столешни­цей. Вена, ок. 1800 г. 574. Банкетка. 575. Венское кресло. Вена, ок. 1820 г. 576. Диван и стол. Германия. 577. Архитектурно-декоративные мотивы оформления мебели

ний (556, 557). В мягких изгибах стульев и кресел чувствуется забота об удобстве их для сидения. Для форм боковин диванов часто используется мотив рога изобилия; одинаковые с двух сторон боковины S-образной фор­мы имеют нередко и кровати. В моде столы с остроумными механизмами, которые по нажатию кнопки могли менять форму и размеры предмета. Опорные конструкции имеют форму античных колонн и пилонов либо, по подобию мраморных устоев римских столов, решаются в виде герм со льви­ными масками и лапами; царги столов украшаются фризоподобным брон­зовым орнаментом (559, 563). Шкафы крупные, массивные, с обширными, экономно члененными фанерованными поверхностями; своим оформлением — кариатидами, колоннами с бронзовыми капителями, фронтонами, карни­зами — они подчас напоминают греческие храмы.

Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжом книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервиро­вочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды.

К числу характернейших мебельных форм стиля ампир следует отнести рекамье — короткую элегантную кушетку с высоким, плавно изогнутым изголовьем, имеющим форму не то гондолы, не то лебединой шеи. (Франсуа Жерар изобразил такую кушетку на своей картине «Портрет мадам Рекамье» в 1800 году. По следам этой картины новая разновидность кушетки и была названа «рекамье».)

К числу ампирных мебельных форм можно отнести еще большие круглые столы (559), маленькие круглые столики на одной ножке (гефидон), туалет­ные столы и массивные тумбочки цилиндрической формы, симметрично рас­ставлявшиеся по обеим сторонам кровати. Все эти предметы украшались бронзовыми аллегорическими фигурами.

Остальные типы мебели были, в сущности, повторением ранее сложив­шихся форм. Письменные столы по-прежнему разрабатываются во многих вариантах. Зато комоды утрачивают свое былое значение и чаотично выте­сняются низкими двухстворчатыми шкафами, покрытыми мраморными дос­ками. Установленные под большими настенными зеркалами, эти шкафы ус­пешно выполняли и функцию консолей. Секретеры по-прежнему принадле­жат к числу излюбленных предметов обстановки (564); формы их теперь со­вершенно закрытые, а скрывающиеся за откидной доской многочисленные ящички, ниши и ячейки отделываются благородными породами дерева, зер­калами и другими красивыми материалами.

В употребление входят уже упоминавшиеся большие напольные зеркала (псише), а также небольшие зеркала, ставившиеся на туалетные столики и вращавшиеся на боковых подставках. Каминные экраны или ширмы обтяги­вались гобеленом и другими дорогими, отделанными вышивкой тканями (та-

579. Посудный шкафчик. Стиль регентства. 580. Мотив канделябра. 581. Сервант в стиле ампир. Т. Хоуп. Начало XIX в. 582. Письменный стол и скамейка, вдвигающаяся в свобод­ное пространство между тумбочками. 583. Секретер в форме античного надгробия. Т. Хоуп. 584.Т. н. кресло-гондола, античная форма. Т.Хоуп. 585. Кресло. Регентство, первая чет­верть XIX в. 586. Орнаментальный мотив: венок и лира. 587. Опора стола, орнаментиро­ванная пальметкой и мотивом улитки. 588. Стул с редуцированной спинкой, употреблялся при игре на клавире. 589. Мотив крылатого сфинкса. 590. Подставка для ног. 591. Форма стула, вдохновленная античным клисмосом. 592. Банкетка, разновидность старинного складного стула. 593. Консольный стол, покрытый мраморной доской. 594. Установленная на помост тахта с валиками цилиндрической формы. Т. Хоуп

кие же, но меньших размеров экраны ставились и перед подсвечниками). Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей, трипосов. Кровати — с балдахинами или без них — часто устанавливаются на цоколи; они решаются то в форме римского саркофага, то в форме ладьи (555). Руко­мойники имеют форму жертвенного алтаря («алтаря чистоты») или лиры, а курильницы оформляются то в виде капителей, то в виде урн.

Однако за античными архитектурными формами консолей, подставок для зеркал, различной формы декоративных и обеденных столов всегда чувст­вуется целесообразность и здоровая столярная основа этих предметов. Вна­чале мебель еще относительно легка, однако вскоре начинают доминировать тяжелые, напоминающие архитектурные сооружения предметы, покоящиеся, вместо ножек, на массивных устоях, пилонах (558, 559, 563). Массивные же проножки и цоколи столов делали их еще более тяжелыми, неподвижными (559, 560).

Наряду с архитектоническим в мебели ампира сложилось и другое на­правление, для которого было характерно широкое использование бронзо­вой пластики. В предметах мебели этого типа функцию опорных устоев и локотников выполняли отлитые из бронзы фигуры различных животных, а поверхности обрабатывались накладным орнаментом. Много места бронзо­вому декору отведено, в частности, в проектах Персье и Фонтена, однако декоративные элементы здесь скорее сопровождают мебель, не нарушая ее основных форм (554, 558). Эта богатая, иногда чуть-чуть аляповатая (562, 563) мебель пользовалась большим спросом. Поскольку обилие позолочен­ной бронзы делало ее слишком дорогой, столяры нередко прибегали к ими­тации; в частности, бронза заменялась позолоченным папье-маше. (Этот прием характерен главным образом для немецкихи австрийских образцов). Из папье — маше исполнялись различные детали декоративного убранства мебели: льви­ные, орлиные или козлиные лапы, бараньи головы, львиные маски, лебеди, сирены и др. (555, 557, 560, 562). Опорные конструкции часто решались в виде фигур грифонов, дельфинов, тритонов, герм, кариатид, атлантов. После еги­петского похода Наполеона появились новые мотивы: фигуры сарацинов, сфинксы, иероглифы и т. д.

На более позднем этапе мебель начинает перенасыщаться бронзовым деко­ром, более того, появляются предметы — в основном небольшие, декоратив — ные,—целиком исполненные из золоченой бронзы и даже из серебра и стекла. Приобрести такую мебель было под силу разве что князьям да королям. В исполнении мебели для загородных резиденций Наполеона (Мальмезон, Компьен, Фонтенбло) принимал участие знаменитый бронзовщик П. Ф. То — мир. Традиция украшать предметы обстановки бронзовой пластикой прочно удерживалась во французском мебельном искусстве на протяжении полутора веков, начиная со стиля Людовика XIV и кончая ампиром.

В стиле ампир можно встретить немало других, еще не упоминавшихся примеров подражания античным формам; таковы, в частности, канделябры, выполнявшие функцию светильников в больших залах. Нижние части тех же канделябров успешно использовались в виде столиков на одной ножке. Появившаяся в это время форма камина, имитирующая античные надгро­бия, продержится на всем протяжении XIX века. Проекты ампирных ме­бельных и декоративных форм, как правило, бескровны, сухи, так как их авторы исходили из образцов далекой, чужой эпохи. Среди наиболее распрост­раненных форм декоративного убранства были мотивы рога изобилия и лиры, фигура сфинкса, урны, ликторские связки, копья, щиты, факелы. Даже ткани часто украшались мотивами, позаимствованными из изображений на красно — и чернофигурных этрусских вазах. Античного происхождения был почти весь набор геометрического и растительного орнамента ампира: пальметки, ме­андры, плетенки, лавровые ветви, пальмовые, лотосовые, акантовые листья, мотивы растительной ветви, венки (561), цветочные гирлянды, лиственные орнаменты (556) и т. д., причем цветы и листья во всех случаях трактуются довольно натуралистически.

В Германии и Австрии стиль ампир складывался под сильным французским влиянием. Правда, немецкий ампир более тяготеет к формам греческой, а не римской классики. Вена выдвигается в этот период в ряды ведущих центров мебельного призводства. Венская аристократия отличалась особой страстью к богатству и роскоши. Буржуазная разновидность ампира (стиль бидер — мейер) здесь сложится лишь позднее. Немецкий и австрийский ампир — это, в сущности, все тот же цопф, но в большей мере пропитанный античным духом. Отдельные предметы мебели просты по решению, в них сохранена здоровая столярная основа и нет той перегруженности бронзовым декором, какая характерна для французских образцов. Формы стульев и кресел красиво обрисованы, ножки большой частью гладкие (570, 572, 575), бронза, — там, где она есть, — используется очень экономно (568, 569, 573). Ножки круг­лых одноопорных столов выдержаны в архитектурных формах, однако не утрачивают своего столярного характера (571, 573). Встречаются и громозд­кие диваны простых прямоугольных очертаний, с колонками, примыкающими к высоким боковым стенкам, а также столы, близкие к формам стиля Людо­вика XVI и цопф (576).

Важным предметом обстановки жилищ этой эпохи был и клавир. После 1790 года Вена становится ведущим центром по производству этого рода музыкальных инструментов. По техническим качествам и изяществу форм венские изделия не уступают английским.

В истории европейского классицизма конца XVIII—начала XIX века осо­бое место принадлежит России. Интенсивное развитие русской художест­венной культуры происходит на фоне крупных исторических событий. По­беда над Наполеоном, застройка Петербурга величавыми архитектурными ансамблями, восстановление Москвы, — все это послужило благоприятной почвой для пышного расцвета русского ампира.

Среди строителей новых роскошных дворцов, возводившихся в этот период в столице и ее окрестностях, было много иностранных мастеров, работавших в классическом стиле. Дворцовая мебель ампирных форм, создававшаяся по их проектам, носила довольно холодный, суровый характер. Вначале мебель­ные формы не свободны от влияния французских и английских образцов, но уже очень скоро русское мебельное искусство приобретает совершенно са­мостоятельный характер.

Большой вклад в развитие русской художественной мебели стиля ампир внесли выдающиеся архитекторы В. П. Стасов, К. И. Росси и ряд других. Мебель, исполнявшаяся из экзотических или отечественных пород дерева (красное дерево, карельская береза, орех, тополь и др.), часто окрашивалась в белый цвет и обрабатывалась золоченой резьбой. Наряду с роскошной па­радной мебелью мастера русского ампира создавали и более простую, удоб­ную в быту мебель для провинциальных усадеб и домов зажиточных слоев городского населения.

Русский ампир — явление самобытное, хотя исходные стилевые элементы и роднят его с французскими и центральноевропейскими ампирными фор­мами. Мебель русского ампира отличается исключительной красотой, тон­костью вкуса, сочной декоративностью. Много превосходных образцов этой мебели хранится в собраниях Государственного Эрмитажа. В России наи­более важными центрами мебельного производства были мастерские, осно­ванные при усадьбах в Останкине и Архангельском. Отличную продукцию выпускали и мастерские Москвы, Курска и ряда других городов.

В конце XVIII века в Англии в жизненном укладе различных слоев об­щества продолжает усиливаться дух рациональности. Стремление к простоте, строгой пуританской сдержанности проявляется сначала в костюме, а затем и в мебели, интерьере. На этом этапе Франция многое восприняла от англий­ской одежды. Английские формы оказали влияние и на французскую класси­цистическую мебель. Это влияние отразилось прежде всего в тенденции к большей простоте, целесообразности, в стремлении освободить мебель от дик­тата архитектурных форм и вернуть ей истинно столярный характер.

В свою очередь, в Англии складывается направление, очень близкое к фран­цузскому стилю ампир. Это направление, зародившееся еще в мебели и ин­терьерах братьев Адамов, было подхвачено Шератоном и Ширером и окон­чательно вызрело в творчестве последующего поколения английских масте­ров. Однако здоровое чувство реальности не покидает английских столяров и в эпоху ампира; в заигрывании с античными формами они не заходят так далеко, как их коллеги из многих стран континентальной Европы. Даже в радикальном классицизме Адама больше тонкости, непосредственности и ши­роты, чем, например, в антикизирующих формах немецкой мебели. Влияние ампирных форм сильнее всего ощутимо в проектах Томаса Хоупа (в 1807 го­ду он издал сборник «Household Furniture»), но эти проекты на общем фоне развития английского мебельного искусства являются скорее исключением. Т. н. английский ампир не идет ни в какое сравнение с произведениями пре­дыдущего, «великого столетия» английской художественной мебели. В период регентства (1810—1820) было создано не так уж много действительно краси­вых изделий; античные формы и орнаменты перенимаются подчас без долж­ного такта и даже искажаются, использование их часто ничем не мотиви­ровано.

Ненависть ко всему, что в той или иной мере было связано с именем и дея­ниями Наполеона, сокрушила и господство стиля ампир. Однако сложив­шийся язык форм продолжает жить дальше, то сосуществуя с пришедшим на смену ампиру стилем бидермейер, то оплодотворяя последний и раст­воряясь в нем. В некоторых странах влияние ампирных форм на крестьян­скую мебель не ослабевало до конца XIX столетия.

Советуем также ознакомиться

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий