АМЕРИКАНСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

АМЕРИКАНСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬПод «колониальный стилем» обычно подразумевают некий стилевой гибрид, главными признаками которого считаются витые ножки, архаические формы в духе английской позднеренессансной мебели, разделка под орех и т. д. В подобных представлениях много неопределенного, они подчас далеки от действительности, поэтому старинной американской мебели необходимо по­святить хотя бы короткую главу.

АМЕРИКАНСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬКолониальной следует считать мебель, созданную в Америке в эпоху коло­низации ее европейскими державами (Англией, Голландией и др.). Речь идет не о самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая на самом раннем этапе создавалась по подобию завезенных колонистами предметов домашней обста­новки; позднее для обретавшей все больший размах и самостоятельность мебельной промышленности колоний главным ориентиром служили сменяв­шие друг друга английские мебельные стили. В американской мебели посте­пенно усиливаются черты местного своеобразия, уже в XIX веке здесь скла­дываются свои кадры проектировщиков, открываются мебельные фирмы.

АМЕРИКАНСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬОтличить американскую мебель от родственных ей форм — задача не из легких; решить ее может лишь тот, кто основательно знаком со всеми тон­костями этой мебели и обстоятельствами ее происхождения. В данном слу­чае мы ограничимся определением, носящим самый общий характер: коло­ниальная мебель была, в сущности, местной, американской разновидностью английской мебели; направление ее развития определялось событиями, имев­шими место в английском мебельном искусстве. Это означает, что не было какого-то одного, конкретного, ограниченного узким набором формальных элементов стиля, а существовало почти столько же вариантов и оттенков «колониального стиля», сколько стилевых разновидностей было в английской мебели. Нетрудно представить, сколь обширна, сложна история американ­ских мебельных стилей. Однако здесь, ограниченные рамками короткой главы, мы коснемся лишь наиболее важных моментов этой истории.

АМЕРИКАНСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬПериод формирования американской колониальной мебели, для удобства
обозрения, можно подразделить на три этапа: 1608—1720 годы (ранний пе­риод); 1720-1780 годы (период правления английских королей Георгов); 1780—1830 годы (первые десятилетия после завоевания независимости).

Переселенцы первое время в основном пользовались мебелью, которую они привезли с собой из Англии. Характерно, что в газетах тех времен в рек­ламных объявлениях, оповещавших о продаже различной утвари, мебель пока еще не упоминается. Такое положение продержалось приблизительно до середины 1760-х годов. В различных поселениях (Новая Англия, Пли­мут, Пенсильвания, Виргиния) обстоятельства складывались по-разному. До 1650 года качественная мебель была редкостью; в старинных описях иму­щества упоминаются в основном простой столярной работы столы, кресла, сундуки, кровати (595, 596). С улучшением условий жизни повышается спрос на различные предметы домашней обстановки, однако производимые на месте изделия могли удовлетворить лишь самые насущные потребности. Обычной была мебель токарной работы, точеные детали служили пока и главным укра­шением предметов (599).

Добротная, качественная, исполненная под влиянием голландских образ­цов мебель, завезенная колонистами на американский континент, была выдер­жана в английском позднеренессансном стиле. Между 1700 и 1720 годом по­зиции этого стиля расшатываются крепнущим голландским барокко, кото­рое, взяв, в конце концов, верх, подчиняет себе американскую мебель (1720 — 1750), претерпев, однако, здесь и некоторые изменения (597, 598, 602, 604).

На Юге в большом количестве производились шкафы, сундуки, кушетки, на Севере — комоды, секретеры, письменные столы и мягкие кресла. В пря­мых высоких спинках кресел (604) пока еще нет и намека на пышные резные формы зрелого барокко. Спинки ранних американских стульев и кресел большей частью решаются в виде простых конструкций из брусков и планок (597, 598, 600). Высокий комод (high-boy) в Новой Англии входит в употреб­ление уже около 1690 года (605). Среди ранних образцов американской ме­бели даже самые роскошные довольно просты по формам и исполнены, как правило, из мореного и вощеного дерева. Обработка политурой и фанерова­ние мебели пока еще не практикуются. Помимо сосны в работу идут дуб, береза, орех и клен. Мебель рубится прочная, добротная. В предметах домаш­ней обстановки, производящихся в Новом Амстердаме, благодаря развитой торговле с Европой и Индией, ощущается дальневосточное влияние.

В XVIII веке богатеющая американская буржуазия уже могла позволить себе роскошь приобрести все, что предлагал европейский рынок. Усилив­шийся приток различных товаров не мог не сказаться и на прикладном искус­стве. Однако в целом американская мебель следует английским образцам с запозданием на 10—20 лет. Голландские барочные формы начинают вытес­няться английскими лишь в середине XVIII века. С запозданием осваиваются

595. «Кресло Уэнскот» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). 596. Сундук тонкой испанской работы. Филадельфия. 597. Стул, исполненный по английскому образцу. XVIII в. 598. Стул. Между 1725 и 1740 г. 599. Стол с опускающимися полами и раздвижными ножками (gate leg table). 1690-е гг. 600. «Кресло Виндзор» с вращающимся сиденьем; Томас Джефферсон подписал Декларацию независимости (1776), сидя в этом кресле. 601. Письменный стол Георга Вашингтона. 1789 г. 602. Кресло в стиле Чиппендейла (settee). 603. Секретер в стиле барокко. 1740— 1750-е гг. 604. Раннебарочное кресло. 605. Шкаф-комод (high boy). 606. Ди­ван с классицизирующими формами. 1800— 1810-е гг.

olC

за океаном и модные в это время в европейском искусстве стилевые направле­ния: французское рококо, китайские и готические влияния.

Американская мебель 1750—1780-х годов в техническом отношении не усту­пает английским изделиям (мебели Чиппендейла). В мастерских Филадель­фии производятся высокие комоды, туалетные столы, секретеры; мебель обрабатывается богатой резьбой, изогнутыми карнизами. Мастера Новой Англии специализируются на низких комодах, шкафах в виде двух комодов, поставленных один на другой (double chest), и секретеров с волнистыми по­верхностями (block front). Это уже типично американская мебель, ничем не уступающая английским образцам (603, 605). Ранняя колониальная мебель была столь простой, примитивной, что ее окрестили «кухонной колониаль­ной», однако теперь, в эпоху стремительного подъема американской буржу­азии, во всем чувствуется стремление к богатству. Обстановка жилищ аме­риканцев обнаруживает много общего с английским жилым интерьером этого времени.

Между 1780 и 1810 годами американская мебель развивается под сильным влиянием творчества Чиппендейла и других видных английских мастеров. Влияние стиля Чиппендейла давало себя знать на протяжении многих лет. Стиль Шератона особенно сильное влияние оказал на творчество знамени­того американского мебельного мастера Дункана Файфа. Шотландец Файф с 1795 года работал в Нью-Йорке. Мебель его работы отличалась удобством, красотой, элегантностью. Файф не создал нового стиля, но господствовавшее в это время направление нашло в его лице лучшего выразителя. В американ­ской колониальной мебели это период проникновения и распространения классицизирующих форм, влияния Хэплуайта и Шератона. Характерные особенности американской разновидности стиля Шератона: полное отсут­ствие профилей, прямые линии, орнаментация интарсией (601).

В XVIII веке в Америке работало много мебельщиков, прибывших сюда из Лондона. Этот век был первым значительным периодом в истории амери­канской колониальной художественной мебели. Правда, представители зажи­точных слоев общества все еще предпочитали обставлять свои жилища ме­белью, приобретенной в Лондоне.

В Америке производство мебели тоже строилось по принципу специализа­ции (столяры, токари, резчики и т. д.). Около 1725 года у ореха появляется соперник: красное дерево (махагони). После 1800 года дорогую мебель испол­няют из атласного и розового дерева. Американские мастера начинают созда­вать высококачественную мебель, успешно конкурировавшую с английскими изделиями. Американцы охотно пользовались разработанными английскими архитекторами и мебельными мастерами проектами образцовых предметов мебели и интерьеров.

В 1760 году Джеймс Ривингтон издал сборник рисунков различных пред­метов домашней обстановки, содержавший 180 таблиц. Этот и ряд других аналогичных сборников свидетельствуют о том, что в Америке специалисты были хорошо осведомлены о новейших стилевых тенденциях в английском прикладном искусстве. В конце века начинают выпускаться и рекламные альбомы мебели с указанием цен по типу английских. Так, в Филадельфии издается ценник предметов мебели «The Journeyman’s Cabinet and Chair maker’s Philadelphia Book of Prices». Такого же рода альбом в 1792 году был издан хартфордской корпорацией столяров. Ведущим мебельным центром и законодательницей мод этого времени является Филадельфия, за ней сле­дуют. Бостон и Чарлстон.

В эпоху ампира американская мебельная промышленность переживает полосу подъема. Мебель этой поры большей частью рубленая и украшенная

резьбой (606). Около 1825 года в декоративном убранстве предметов мебели появляются готические элементы. Эта тенденция поддерживается рядом изда­ний с проектами неоготической мебели (например, альбом Пьюджина «Gothic Furniture», 1826), но не найдя широкого отклика, она быстро уступает место очередному поветрию — стилю неорококо.

Самостоятельная, независимая — уже не «колониальная» — американская художественная мебель сложилась в XIX веке в условиях формирующе­гося крупного капиталистического производства, пройдя предварительно, подобно европейской мебели, стадии рождения, поисков, экспериментов и неостилей.

Итак, «колониального стиля» как такового не было, а существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом английских, мебельных стилей. Колониальные формы обнаруживают тесную связь с исход­ными прототипами, нередко являясь почти точными копиями их, а то и просто оригинальными предметами, завезенными из Европы. Поэтому часто бывает очень трудно отличить американскую мебель от соответствующей ей по стилю европейской.

Советуем также ознакомиться

Уфа - новости

Мы живем в прагматическое время и в прагматическом обществе. Идеология ...

Нижний Новгород

В современном мире очень многие люди ищут работу на kolmovo.ru. Ведь очень ...

Уникальные и стильные светильники

Человек не может обходиться без некоторого количества вещей и условностей, ...
All

Подключение мотора к Арудино

Благодаря современным технологиям, на рынке представлен отличный ассортимент ...
All

Капитал - что это?

Капитал - это денежное выражение стоимости активов, вложенных в предприятие . ...

Великий Новгород - происшествия

Ежедневно мы узнаем что-то новое о своем городе, а точнее о том, что на его ...

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий